Контакты

Будни информационной войны. Православные священники — мишень информационной войны

А про влияние СМИ на настроения народа знает практически каждый житель нашей планеты, но, тем не менее, это не мешает влиятельным СМИ-компаниям управлять народом. – интенсивное противоборство в информационном пространстве с целью достижения информационного, психологического и идеологического превосходства, нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным структурам и средствам коммуникаций . Данный феномен укоренился в 1980-е годы, во время «холодной войны».

Информационные войны становятся частью военной политики государств . В качестве военно-политического фактора, информационная война определяется как симбиоз способов воздействия на сознание всех единиц социальной структуры государства для искажения или изменения знаний, устоев, морали и отношении к основным явлениям и состояниям общества для разрушения общества и создания неблагоприятной обстановки в социуме . В свою очередь ИВ включает в себя систему мероприятий, направленных на искажение морально-психологического состояния населения и личного состава Вооруженных Сил противника, основу которых составляет подготовка и проведение огромных информационно-психологических операций по разработанным планам с определенными целями, главными из которых могут быть: ослабление обороноспособности противника, подрыв боеготовности и боеспособности его войск, моральное разложение, искажение истин и устоев незыблемости авторитета военного руководствующего и командного состава, снижение боевой готовности и подготовленности к боевым действиям личного состава и его, нарушение нормальной жизнедеятельности и работы всех видов и родов войск, всей военной структуры в целом; подготовка и проведение кризисов в различных системах и слоях общества, «уничтожение» политической власти и системы в государстве противника, создание условий недовольства народных масс, беспорядков, протестов, распространение паники среди народа, разработка панических программ в отношении народа, а в некоторых случаях и развитие гражданской войны; сокрытие или изменение целей и масштабов войны целью изменение курса антивоенных настроений в своих странах и создания образа противника в отношении стороны, против которой ведется информационная война .

Дезинформация реализуется через все средства массовой информации в течение длительного времени. Внедрение агентов в СМИ государства-противника позволяет управлять общественным сознанием народа, применять различные техники и системы «зомбирования» населения. Основным средством ведения информационной войны являются психологические и информационнопсихологические операции.

Одной из мощнейших тем для разработки информационнопсихологических операций является религия. Перед тем, как представить религию – инструментом в информационной войне необходимо предоставить количество верующих. Так, крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на всем протяжении двадцатого века доля христианской общины в населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной около 33 %. Второй мировой религией считается ислам (что примерно равно 23 % населения мира). Численность неверующих и атеистов оценивается различными исследованиями от 10 до 18 % населения планеты.

Религию, которую выбирает тот или иной человек для своей веры можно использовать в целях войны, а в современных реалиях - в целях информационной войны. Ни для кого не новость, что религия издавна считалась объектом спора: за неё сражались первобытные люди, веря в души, тотемы, животных, растения и богов, за неё сражались и сегодняшние мировые религии: так большинство мусульман верят, что те, кто умер, сражаясь, познают все наслаждения рая. Ваххабиты, к примеру, лелеют эту мечту .

Христиане также в своих священных войнах (Крестовых походах) верили в то, что попадут в рай. Некоторые из приведенных примеров дают представление о пользе религии для войны. В случае с использованием религии как орудие в информационной войне она может принимать крайне жёсткую форму, являясь причиной управления чувствами верующих, которая позволяла людям решаться на любые поступки и делать все что угодно во имя своей веры (иногда переступая через законы и постулаты самой веры).

Характерным примером служит идеология ИГИЛ, запрещенного в Российской Федерации государства, которая подкреплена течениями ислама, являющимися экстремистскими: ваххабизм, салафизм, антишиизм, панисламизм. Особенностью экстремистского течения является упор на веру, как основной объединяющий и движущий фактор. Основываясь на различных ответвлениях ислама, а именно на их отличительных особенностях в отношении способов ведения «войн во имя веры», используя подмену фактов и информационно-психологические методики и программы, жертвы начинают принимать вероучение и, следовательно, отдавать за неё свою жизнь.

Так же необходимо упомянуть о том, что идеология ДАИШа (арабская аббревиатура ИГИЛ) заключается в ожидании Судного дня согласно ислама. Кроме того, ИГИЛ имеет цель восстановить Великий Халифат – государство, объединяющее верующих в ислам. В данном государстве территория будет разделена на отдельные провинции, создана иерархичность власти, структурные органы государства, включающие военные и мирные бюрократические структуры, а так же иметь свои правила, законы и традиции, основу которых составят древние традиции. Главной особенностью этого государства будет являться то, что это будет не современное государство XXI века, а государство, где люди будут следовать заветам раннего ислама. Всю строгость закона можно характеризовать его жёстким контролем над населением. Этот контроль по сути своей заключён в смертной казни, которую дают за отлучение ислама.

Отступление от ислама в понятиях современного человека подразумевает отказ от веры, но в отношении ИГИЛа под этим подразумевают употребление алкоголя и наркотических средств, отказ ношения бороды, участие в жизни европейских государств, применение и использование в жизни европейских традиций, понятий и идей . Что касается строительства нового Великого Халифата, то данное мероприятие является главнейшим долгом любого мусульманина. Кто не готов исполнять его – тот грешник, невзирая на причины. Все основывается на клятве халифу.

Кто её не дал, тот не спасётся во время Апокалипсиса. Но чтобы человек дал клятву халифу, необходимо, чтобы у халифа было государство со своей территорией, что и «создало» ИГ – Исламское государство. Причём в этом государстве должны соблюдаться законы шариата. Но для создания Великого Халифата ДАИШу не хватает подчинения себе ряда стран, ведь согласно Корану – необходимо чтобы все, кто верует в ислам, находились в одном государстве. Согласно заявлению ИГ этими являются страны: Северной Африки, Ближнего Востока, Индии, Малайзии, Индонезии. Кроме того, в древний халифат входили: Армения, Грузия и государства южной Италии и Сицилии.

Описывая личный опыт, 22-летний Саид Мажаев, уроженец Грозного, завербованный «Исламским государством» и уехавший на войну в Сирию, но затем вернувшийся в Россию, сообщил, что его путь в джихадисты начался с видеороликов, которыми, по его словам, «закидывают» кавказскую молодежь: «Они приходят тебе по Viber, WhatsApp, в социальных сетях (В Контакте, Одноклассники, Facebook и др.). У всех похожий и очень близкий по типу сюжет ‒ как неопределенные люди убивают женщин, детей, нарушают права людей, унижают и разрушают государства». Во всех роликах один смысл: «Где же вы, настоящие мусульмане, вы должны заступиться за единоверцев, вы должны спасти их от смерти…» Подобная психологическая методика привела к тому, что Саид Мажаев, который сначала не обращал и игнорировал призывы вступить в ряды ИГ, после «стал задумываться, вступил в тематическую группу, начал списываться с людьми, которые там были, являлись свидетелями всех унижений, убийства людей». Описывая свой опыт пребывания на стороне «Исламского государства», он сообщил, что имел не меркантильные цели, а только одну идейную цель ‒ «помочь «тем самым» угнетаемым братьям-мусульманам».

Завербованные люди руководствуются не материальными основаниями, а идейными или, скорее всего, даже религиозными. Саид Мажаев сообщил, что: «Вербовщики с той стороны играют на живущем в каждом человеке чувстве справедливости и добра», – и объяснил, что в момент нахождения в рядах ИГ для него не был характерен религиозный фанатизм. Им двигало чувство помощи «бедным, угнетенным людям», что, в общем, оказалось маской для использования его в целях оружия проведения компании против государств-противников. В марте 2015 года был опубликован доклад ООН, основанный на исследованиях, проводившихся экспертами ООН в Ираке. В докладе отмечается, что боевики ИГ совершают на территории

Ирака следующие преступления: массовые казни; этнические чистки; использование несовершеннолетних в боевых действиях; принудительное обращение в ислам; склоняют девочек и женщин иноверцев к занятию проституцией; разрушают исторические памятники и религиозные святыни; совершают нападения на объекты инфраструктуры; официально возрождено рабство, открыто действуют невольничьи рынки . Все эти нарушения в полном объёме характеризуют «Исламское государство» как самое жестокое и деморализующее общество.

Методы войны данного государства не подвергаются обычным тактикам и методам защиты. Против данных информационно-психологических методов ведения войны не только трудно защититься, но и «излечить заражённых данной болезнью» людей крайне трудно, а чаще и вовсе невозможно. Вера и мораль являются новым видом оружия, как когда-то являлось атомное оружие (с которым можно связать определенные ассоциации), но если последствия ядерного оружия хоть колоссальны, но известны и возможны для определения их поражающего фактора в той или иной степени, то в отношении информационно-психологического оружия, используемого в информационной войне, такого невозможно сказать. Никому не известно к чему приведут определенные настроения, люди, факторы и когда они могут «сработать» и могут ли повлиять вообще.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Рогозин Д. Война и мир в терминах и определениях. Военно-технический словарь. М.: Вече, 2016. 272 с. 2 Волковский Н.Л. История информационных войн: Т.2 (ХХ век) / Под ред. И. Петрова. СПб.: Полигон, 2003. 736 с. 3 Лисичкин В., Шелепин Л. Третья мировая информационно-психологическая война. М.: Институт социально-политических исследований АСН. 1999. 304 с. 4 Морис Дейви Эволюция войн. М.: Центрполиграф, 2009, 384 с. 5 Дон Румата (Тарас) «Мы разрушим ваш Рим, сломаем ваши кресты, возьмем в наложницы ваших женщин» // URL: http://politikus.ru/events/51033-igil (дата обращения 20.11.2017). 6 URL: https://meduza.io/feature/2015/08/18/zvezda-saida (дата обращения 11.11.2017). 7 Доклад ООН «Осуществление резолюций 2139 (2014), 2165 (2014) и 2191 (2014) Совета Безопасности» 2015.

Д.С. ПОВЕТКИН, О.Ю. СОКОЛОВ, А.В. САФОНОВА

Моргоев Хетаг


Информационные войны сегодня главные на планете, и данное утверждение не является новостью. Так же победу в горячей войне можно превратить в поражение в последующей информационной. Все возможно в информационной войне можно перевернуть вверх ногами всю историю, убедить всех, что черное - это белое и наоборот. Информационные войны тотальны и глобальны. Такие войны беспрерывно ведут государства и блоки, различные партии, религиозные конфессии, идеологии и т. д. Мы не ошибемся, если скажем, что информационные войны существуют столько, сколько существует человек.

Информационная война на современном уровне вплетена в систему массовой коммуникации. Простейшую коммуникационную модель определил еще Аристотель, она включала три компонента: источник – сообщение – получатель. Современная модель включает обратную связь, связывающую «получателя» с «источником». В нашем контексте огромное значение имеет социальный статус источника информации. Например, СМИ, имея статус официального источника информации, уже претендуют в силу своей “официальности” на то, что всегда сообщают только достоверную информацию. Однако, истинность смысловой информации трудно проверить, поэтому для аудитории намного важнее оценочная информация, которая целенаправленно отражает доминирующие тенденции в обществе. Оценочная информация во многом способствует формированию общественного мнения, поэтому, как правило, она контролируется и служит политическим, идеологическим, экономическим и иным целям. Здесь следует выделить регулятивную функцию массовой коммуникации, она связана с интерактивным взаимодействием контроля над обществом. Данная функция сопряжена с формированием общественного сознания, общественного мнения, с созданием социальных стереотипов, с манипулированием, с социальным контролем. Создание определенных социальных условий может обусловить использование данной функции для формирования различных технологий “промывания мозгов”. Таким образом, СМИ в современных условиях являются ключевым, главным инструментом в манипулировании информацией. При помощи информации правящий класс, реальные владельцы и заказчики СМИ формируют «общественное» мнение, манипулируют сознанием индивида, придавая ему качественные и ценностные ориентации, которые необходимы индивиду для функционирования в той системе общественных отношений которые, в свою очередь, опять таки выстраивают и формируют владельцы и заказчики СМИ. В условиях информационной войны СМИ являются главным, хотя и не единственным оружием.

Информационная война в области религиозной жизни наиболее характерна для авраамических религий, экспансия которых всегда носит характер войны, будь то горячей либо на идейном уровне. На каком-то историческом этапе, не имея возможность вести войну физическую, иудаизм перевел постоянную, без начала и конца религиозную войну, с ее ужасными посвящениями захваченной добычи своему племенному богу, когда умерщвлялось все: все люди, все животные, все растения, даже орудия труда подлежали уничтожению, в плоскость информационной и психологической войны.

Преодолев узкие этнорелигиозные рамки, адепты одной из иудейских сект, проповедь и догматика которых впоследствии стали называться христианством, также воспользовались методами и возможностями информационной войны. Христианские сочинения показывают динамику изменений в объективации иудеохристианской проповеди. В евангелии от Матфея, Иисус, призвав апостолов, направляет их на проповедь, предназначенную исключительно для евреев: «Сих двенадцать послал Иисус и заповедовал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мат. 10, 5. 6). В сохранившихся фрагментах евангелия эбионитов Иисус говорит об обращении проповеди апостолов к евреям: «…Я хочу, чтобы вы были двенадцатью апостолами для свидетельства Израилю» 1 . Необходимость широкой проповеди христианского учения заложена в речах новозаветного Иисуса: «и сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мар. 16, 15) «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит во всем доме. Так да светит свет вам пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного» (Мат. 5, 14 – 16; ср. Мат. 10, 26; Мар. 4, 21; Лук. 8, 16; 11, 33) Далее каждый апостол наделяется знанием «иного языка» для проповеди свидетельства воскресения Иисуса. Люди, находившиеся в Иерусалиме, - свидетели чуда, так же «…изумлялись и дивились, говоря меж собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?» (Деян. 2, 7).

Можно сказать, что мы осетины на протяжении уже не одного столетия находимся в состоянии информационной войны со всякого рода представителями различных религиозных систем, пытающихся подчинить нас, сделать послушным орудием (или оружием) для достижения своих целей. Условным «началом» этой войны мы можем считать христианские легенды о якобы проповеди в Скифии некоего иудео-христианского проповедника Андрея, в христианской традиции Андрей Первозванный ученик Иисуса Христа, он якобы дошел аж до Киева (которого тогда еще не существовало). Впрочем, сами христианские историки-сочинители не дают каких-либо внятных сведений о проповеди Андрея в странах Причерноморья и Кавказа.

В наше время информационная война против осетин со стороны христианской конфесии принимает разные формы и выражения. Имея своих адептов, резидентов и как надо полагать оплачиваемых агентов в системе руководства и в самих СМИ, церковь умело навязывает, создает иллюзию «блага» для осетин перехода к христианским ценностям и мировоззрению, однако нигде не упоминается, что это самое мировоззрение противоречит основам осетинского?гъдау и навязывается с целью его уничтожения. СМИ в Осетии тиражируют представления о религиозной жизни осетинского народа подчас ничего общего не имеющие ни с нашей историей, ни с нашей религией.

Создавая подложный миф о древности своего культа среди нашего народа, в СМИ, например, многократно повторяется нечто вроде заклинания: «Алания официально приняла христианство в X веке» 2 . Впрыскивание данной тезы рассчитано на восприятие готовой формулы, значение и смысл которой, я утверждаю, не могут объяснить ее сочинители. Сама христианская традиция отрицает возможность «официального принятия христианства» чем бы то ни было, в каком бы то ни было веке, году или сезоне. В этом случае «искажение информации (от открытой лжи до смещения понятия по семантическому полю) позволяет корректировать степень и меру психологического воздействия, изготавливать такой образ реальности, в котором главное не реальность, а то, как ее хотят преподать, как организуют то, что надо в ней увидеть» 3 . Здесь же налицо умалчивание, утаивание информации, а именно, что в 931 году аланы относительно христианской веры «…отвратились от нее и изгнали епископов и священников, присланных к ним византийским императором»4 . А также многочисленных исторических примеров борьбы алан и осетин против христианства.

Следует уточнить, рассматривая проблему взаимоотношений осетин и пришлых религий, и в частности христианства, мы имеем дело с религиозно-информационной войной, эта война направлена против нас, но, в то же самое время, она идет за нас, за наше самосознание, за наши души. В этой войне цели и задачи церкви и чиновничества смыкаются, переплетаются в стремлении получить послушную паству и легко управляемую массу. Эта масса – объект манипуляции - ведомое большинство.

Усложнение общественной жизни, усиление ее противоречивости, неравномерное распределение образования, культуры и информации неизбежно ведут к образованию “познавательных барьеров”, к продуцированию, сохранению и усложнению препятствий, затрудняющих осмысление массами социальных и культурных реалий. Человеку все труднее становится разбираться в происходящем. Знанию он предпочитает его облегченную, готовую интерпретацию, предоставляемую владельцами СМИ. «По мнению многих (исследователей – М.Х.), современное коммуникационное сообщение в своей психологической основе является особого рода мифом. В последние десятилетия деятельность роль средств массовой коммуникации рассматривается как мифопроизводящая… Мифотворчество перестраивает восприятие и мышление аудитории. Особый, клиповый характер непрерывного потока сообщений диктует иную скорость психических процессов. Сокращение времени для комментариев и аналитических программ ведет к деградации мышления аудитории. В итоге, она становится все более легковерной для восприятия разного рода мифов» 5 . Например, для восприятия навязываемого, алогичного по своей сути, представления о чуть ли не извечной принадлежности осетин христианскому или мусульманскому культу.

Влияние и формирование у индивида и массы в целом взглядов на действительность путем искажения информации есть информационно-психологическая война. В результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу человека изменяются его представления, характер восприятия вновь поступающей информации и, в итоге, его "картина мира" меняется в нужную для информатора сторону. В наших условиях это переход от осмысленного, активного и соразмерного поведения необходимого в рамках традиционного осетинского религиозного самосознания к простому восприятию готовых догм, поучений представляемых и внедряемых церковью пастве, или же готовых решений относительно важнейших аспектов жизни масс внедряемых в общество правящим классом. В последних случаях индивид отстраняется от активной деятельности в рамках религиозной и общественной жизни, ему навязывается роль пассивного наблюдателя, потребителя.

В системе средств массовой коммуникации используемой для активного воздействия на аудиторию, часто, в случае освещения религиозной ситуации в Осетии, путем прямого подлога и обмана, телевидение имеет неоспоримое преимущество. Оно заключено в самой его сущности, а именно в наличии изображения, видеоряда. Подавляющее большинство информации (знаний) человек получает через зрение. Доминантность визуального канала также позволяет преувеличивать/преуменьшать значимость того или иного события в общественной жизни 6 .

Видеоряд, предоставляемый телевидением, упрощает усвоение нужной информации, а так же усиливает контекстное воздействие на массовое сознание аудитории. «Именно это придает телевизионному воздействию огромную ни с чем не сравнимую эмоциональную силу… телевидение обращено прежде всего к эмоциональным и непосредственно действенным структурам. В силу данного основного преимущества телевидение может не просто создавать у зрителя всем известный «эффект присутствия». Наблюдая за развитием событий на телеэкране, зритель часто отождествляет себя с очевидцем или даже участником события. Так достигается самый главный психологический эффект идентификации телеаудитории с происходящими событиями и их героями. В отличие от рациональной логики, здесь действует эмоциональная «психологика». У телевизионной аудитории работает удивительный для здравого смысла принцип: «Я видел – значит, это правда!» 7 . И человек в Осетии видит многократно повторяемые новостные сюжеты о деятельности церкви, адептов христианства, многократно повторяемые ссылки так или иначе связанные с работой христианских клириков или их паствы, многократно повторяемые ложные утверждения о происхождении осетинской культуры из христианского культа.

Еще одной особенностью нынешней информационно пропагандисткой ситуации является тотальная пропаганда разврата государственными органами через средства массовой информации в Осетии (сюда мы можем отнести также наружную рекламу на улицах городов). Разврат форма деградации общества в целом и индивида в частности. Такому индивиду нет места в рамках традиционного осетинского мировоззрения, он из него выпадает, становится противен ему. Местное чиновничество ориентирует налогоплательщиков на потребительское отношение друг к другу, когда человек видит в себе подобном лишь средство, но чаще просто плоть, мясо, хоть и хорошо сложенное и выставленное на показ возбужденной похотью. Тем самым чиновники готовят для церкви ее паству, которая ищет в церкви спасение и рано или поздно приползет за покаянием, прощением грехов.

Одним из мощнейших средств массовой коммуникации на современном этапе стал Интернет. Для нас поле борьбы за свою самоидентификацию расширилось. Не имея возможности, рычагов влияния пробиться к аудитории посредством официальных СМИ (хотя они содержатся в том числе и на наши налоговые отчисления) мы имеем вероятность предоставить альтернативную, в нашем случае правдивую информацию, расширить информационное пространство занимаемое предметом нашей религии или?гъдау. Но и здесь оборотной стороной данной для нас возможности явилось сильнейшее противодействие со стороны сил заинтересованных в уничтожении нас как этноса. Качественно новый виток информационной войны с использованием новых средств предоставляемых Интернетом дает возможность всяким полуграмотным индивидуумам, «анонимам из комментариев» клеветать, оскорблять, создавать фон, шлейф грязи и лжи сопровождающий просветительскую деятельность (или хотя бы попытки) людей патриотов стремящихся сохранить себя и свой народ в мире. Безнаказанность за клевету, поливание грязью всего и вся в Интернете вылилось в целую субкультуру и, разумеется, это обстоятельство, этот фон, эта субкультура используются для информационных войн большими игроками, вплоть до государств и, конечно всевозможных идеологических образований таких как церковь. Следует заметить, сам этот фон - это тоже война и война не только Петь и Вань, Азаматов и Сарматов друг с другом, но и идеологическая информационная война за право на самоидентификацию.

Несомненно, что какая-то часть из этих анонимов-ников – это работающие под Петь и Вань агенты тех или иных (не трудно догадаться каких) структур, работающие для того, чтобы тонко и расчетливо направлять потоки грязи в нужном их хозяевам направлении. Прежде всего, против тех, кто воюет с их идеологией или разоблачает какие-то их неблаговидные действия. Не будучи способными опровергать аргументы идейного противника, когда невозможно их опровергнуть, легче тем или иным способом его оболгать, очернить, заставить замолчать.

Информационная, идеологическая война, участниками которой мы все являемся, осознает это кто-то или нет, направленная на сокрытие от нас же самих истины о нашей истории и культуре, направленная на искажение реальных фактов о нашей религиозной жизни, имеет все-таки для нас явный потенциал, так как ценностью и целью для нас является правда и в этом наше преимущество. «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». (Лук. 8, 17).

Примечания:

1 Фрагменты Евангелия эбионитов/Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 66.

3 Каландаров К. Х.Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов.

4 Ал-Масуди / Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М. 2003, с. 346

5 Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб. 2001, с. 300 - 301

6 ПОЧЕПЦОВ Г. КАК "ПЕРЕКЛЮЧАЮТ" НАРОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ/ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ как технологии воздействия на массовое сознание в ХХ веке

7 Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб. 2001, с. 304.

Вардан Эрнестович Багдасарян - д.и.н., проф., зам. главы Центра научной политической мысли и идеологии

Проблематика представляемого исследования определяется контекстной средой четырех последних лет. Содержание исторического контекста определяется разверткой активной фазы новой информационно-психологической войны против России. Русская Православная Церковь оказалась в фокусе этой информационного атаки. Необходимо понять, прежде всего, в чем причины данной фокусировки.

Еще в начале 1990-х годов Збигнев Бжезинский провозглашал: «После крушения коммунизма наш самый главный враг - русское православие». Сегодня кое-кто ставит под сомнение достоверность данного высказывания. Но даже признание возражений скептиков, мало что меняет в общем содержании западного политологического дискурса. Обратимся, в частности, к недавним заявлениям министра иностранных дел, бывшего премьера Швеции Карла Бильдта: «Православие - главная угроза для западной цивилизации… Новая антизападная и антидекадентская линия Путина опирается на глубоко консервативные православные идеи». Подчеркну, что это заявление ни политолога, а действующего политика, официального лица.

Почему же именно православие объявляется после демонтажа коммунизма главным врагом Запада?

Гибель прежней, советской системы государственности соотносилась с процессом деидентификации. Вначале был дезавуирован коммунизм, как мировой проект, далее подверглась разрушению цивилизационная идентичность, выражаемая на тот момент маркером «советский народ», потом - социально-групповые идентичности. (Рис. 1). Процесс деструкции был доведен до элементарных социальных связей. Фактически это состояние означает в перспективе смерть социума. Выйти из аномии возможно посредством выдвижения новой, собирающей социум идеологии. Через нее и будет задана матрица воссоздания уровневой системы идентичностей России.

Рис. 1. Процесс разрушения идентичностей в современной России

Соответственно, геополитические противники России должны предотвратить выдвижение ей любых новых сборочных идеологических проектов. Отсюда должны подвергаться дискредитации любые доктрины, которые могли бы быть взяты за основу новой российской сборки.

Наиболее сильные позиции в российском обществе из всех потенциальных патриотических идеологий имеет православный проект. Его из всех артикулированных на сегодня вариантов поддерживает большинство. Другие патриотические проекты генерируют внутри себя неприемлемые угрозы. Евразийский проект содержит угрозу азиатизации России, проект русского национализма - межнациональной войны и распада страны, неосоветский проект - материализма и детрадиционализации. Все эти угрозы возникают при гипертрофированности определенных, заложенных в основании этих идеологий ценностных принципов. Но гипертрофии можно и избежать.

В соединении с православным проектом каждая из этих угроз снимается. Наличие в ядре православной версии истории и культуры предотвращает угрозу азиатизации страны. Христианская ценностная платформа не допускает, в свою очередь, националистически-племеннного крена идеологического строительства. Религиозный базис новой идеологии не позволяет, наконец, перевести ее в формат материализма и детрадиционализации. Именно православие оказывается, таким образом, главным потенциальным интегратором для России. Это, очевидно, хорошо понимается и российскими противниками, что и определяет информационную атаку на РПЦ, начатую ровно в то время, когда на уровне руководства страны заговорили о восстановлении духовных скреп государственности. (Рис. 2).

Рис. 2. Идеологические проекты возрождения России

Безусловно, выдвигаемый новый идеологический проект России не должен быть проектом самобытного регионального бытия. Бороться с противником следует на глобальном уровне, что только и дает перспективу победы. Регионализация противоречит самому смыслу христианства, как религии обращенной не к какому-то одному народу, а к человечеству в целом. Имеет ли потенциал такого обращения современное православие? Фиксация стран по доле православного населения показывает, что такой потенциал существует. В этом ареале оказываются и страны, не относимые к традиционным границам распространения православия. Отсюда - возможность наступательной в идеологическом плане позиции. (Рис. 3).

Рис. 3. Карта распространения православия в мире

Православие наднационально. Оно является религией большинства для 44 народов мира. Эти народы представляют 9 языковых семей. Так что в мировом геополитическом раскладе сил исходные позиции православного проекта для глобального предъявления существуют. (Рис. 4).

Рис. 4. «Дерево» православных народов

И вот на православие предпринимается информационная атака. Ее развертка датируется началом 2012 года, фактически совпав с апогеем белоленточного движения. О характере развернувшейся против православия информационной атаки дает представление контент-анализ заголовков статей в СМИ и интернет. Приведем некоторые типичные формулировки:

  • «О православии головного мозга»
    «Православный национализм»
    «Силовики благочестия»
    «Сказание о коррупции в гнилых недрах РПЦ»
    «РПЦ это коррупция и неэффективность»
    «Дары волков и новая эпоха Просвещения»
    «Православные хоругвеносцы против канализационных люков»
    «Православные хулиганы»
    «Православные чекисты»
    «Церковный империализм»
    «Рашизм - православный фашизм»
    «Православный Талибан»
    «Нечестивый союз православной церкви с Путиным»
    «Патриарх Кирилл - религиозная опора путинского национализма»
    Оценка совокупности этих заголовков может быть только одна - «война».

Информационно-психологическая война, согласно с теорией войн нового типа, ведется на нескольких уровнях - информационном, концептуальном и парадигмальном. Переходя с одного уровня на другой, осуществляется когнитивное подчинение адресата получения информации. Рассмотрим эту цепочку на примере скандала с «Pussy Riot». Устраивается провокация, результатом которой является вынесение судом уголовного наказания для панк-рокеров. Это начальный информационный уровень борьбы: массовый вброс информации о наказании девушек. Далее осуществляется переход на концептуальный уровень. Для этого перехода предлагается ответить - почему девушки оказались в тюрьме? Ответ - потому, что РПЦ против свободы слова. Вопрос - почему РПЦ против свободы слова - выводит на третий парадигмальный уровень. Ответ - потому что православие тоталитарная религия. Приговор в отношении Православной Церкви, а через нее и всей российской цивилизации оказывается вынесен. (Рис. 5).

Рис. 5. Уровни информационно-психологической войны

Теоретические основы вынесенного приговора выработаны в западном идеологическом пространстве довольно давно. Приведем высказывания двух, признанных на Западе, равно как и в либеральной части российского общества, в качестве специалистов по истории России американских историков и политологов - Ричарда Пайпса и Уолтера Лакера. Схожесть их биографий - оба выходцы из Польши - показывает принцип кооптации кадров на Западе в информационной борьбе против России.

Ричард Пайпс : «Чего можно было реалистически ожидать от русской церкви? Из-за своей консервативной философии и традиционной зависимости от государственной власти она никак не могла выступать в качестве либерализующей силы. Но она могла сделать два важных дела. Прежде всего, она могла отстоять принцип сосуществования светской и духовной власти, выдвинутый в Евангелии от Матфея (22:16-22) и подробно разработанный в теории Византийской церкви… Не совершив этого, она позволила государству претендовать на власть как над телом человека, так и над его умом, и таким образом сильно способствовала уродливому разбуханию светской власти в России в то время и даже более того в последующую эпоху.

Во-вторых, она могла бы с гордо поднятой головой завязать борьбу за самые элементарные христианские ценности… Однако она не сделала ни того, ни другого (за исключением изолированных случаев) и вела себя так, как будто ей не было дела до восстановления попранной справедливости. Ни одна ветвь христианства не относилась с таким равнодушием к проявлениям социальной и политической несправедливости. В конечном итоге политика русской православной церкви не только дискредитировала ее в глазах всех, кто дорожил социальной и политической справедливостью, но и произвела духовный вакуум, заполненный светскими идеологами, стремящимися создать в этом мире рай, который христианство обещало в мире ином».

Уолтер Лакер: «Большинство христианских церквей (не только в России) на пороге века тяготели к консервативным, правым партиям. Исторические причины этого очевидны: церковь не просто тесно отождествлялась с политическим истеблишментом, но была его частью; интересы и идеология церкви и истеблишмента полностью совпадали. Те, кто бросал вызов существующему строю, были рационалистами, атеистами, врагами церкви и государства. Правда, в каждой стране находились дальновидные церковные деятели, которые понимали, что, если церковь желает сохранить влияние, она должна идти в ногу со временем, а это, ввиду быстрых изменений в обществе и культуре, требовало церковных реформ… Тождество церкви и государства нигде не провозглашалось столь громко, как в России: православная церковь была служанкой царского режима… Идеология крайней правой в России во многом основывалась на положениях религии».

Из фиксации ведения войны против православия на трех когнитивных уровнях следует, что и ответные действия должны вестись в уровневой системе. Наряду с информационным противодействием, нужно также противодействие концептуальное и парадигмальное. Концептуально должен быть раскрыт смысл современной борьбы против православия и России. Парадигмально - смысл мировой истории в системе координат добро-зло. В арсенале информационно-психологической войны против православия имеются различные приемы, неограниченные методикой прямых, «лобовых» атак. Разрушение православного континуума предполагает нанесение удара по его пространственной и историко-временной перспективе.

Пространственный ракурс выражается в формирование барьеров для потенциального объединения. Очевидно, что перспективе идеологической сборки на основе православия должна быть, по логике войны, противопоставлена стратагема внесения раскола в православный мир. То что это делается и, более того, достигло определенных результатов свидетельствуют события на постсоветском пространстве. Два наиболее острых конфликта России последнего времени - с Грузией и Украиной. Оба эти государства не только бывшие республики СССР, но и общности православной идентичности. Отношение грузинского и украинского населения к России, равно как и российского - к Грузии и Украине, вследствие этих конфликтов существенно ухудшилось. Результат - фактически созданное препятствие для реализации православного реинтеграционного проекта. (Рис. 6).

Рис. 6. Украина и Грузия в оценках россиян

Историко-временной ракурс состоит в разрушении единой, целостной канвы истории православия и, в частности, истории РПЦ. Для этого продуцируются различного рода исторические мифы, направленные на дезавуирование Православной Церкви в прошлом. Перечислим наиболее популярные из мифов, циркулирующих в современном информационном пространстве:

  • миф о периферийности Византии;
    миф о византийском тоталитаризме;
    миф о погроме языческой культуры;
    миф о поддержке Церковью золотоордынских ханов;
    миф о насильственной христианизации народов Поволжья, Севера и Сибири;
    миф о «русской инквизиции» XV-XVI вв.;
    миф о преференциях православного населения в России;
    миф об организованных Церковью гонениях на русскую науку и культуру;
    миф об отсутствии у РПЦ авторитета среди народа;
    миф об организации Церковью антисемитских погромов;
    миф о поддержке РПЦ государственной репрессивной политики
    миф о массовом сотрудничестве священнослужителей с фашистами на оккупированных территориях;
    мифы, дезавуирующие отдельных православных святых.

В совокупности эти мифологемы покрывают фактически всю историю православия. Не остается ни одного периода, который бы не был очернен.

Одновременно предпринимаются попытки концептуальной ревизии российской истории. История православия в России фактически совпадает с историей российской государственности. В этом отношении российский цивилизационногенез оказывается историческим выражением православной ценностной матрицей. Не случайно, основоположники цивилизационного подхода маркировали Россию как «православную цивилизацию». Соответственно, изменение масштабов российской истории ведет к выхолащиванию значения в ней православного фактора. Таких ревизий фиксируется две - либеральный подход - сужения масштабов и неоязыческий - их расширение.

В либеральной версии с 1991 года началась история Новой России. Груз прошлого, выражаемый, в том числе, православными традициями, должен быть в понимании либералов быть сброшен ради прорыва в будущее.

Неоязычники, напротив, максимально удревляют русскую историю. Такое удревление может показаться на первый взгляд выражением патриотических устремлений. Чем, казалось бы, не основание для национальной гордости видеть свое государство в перечне древнейших цивилизаций мира?! Но при данном масштабировании православный период оказывается не более чем эпизодом в многотысячелетней русской истории. Соответственно, и имманентность православия российскому цивилизационногенезу отвергается. Русскую цивилизацию предлагается реконструировать уже, естественно, не на православной, а языческой платформе. (Рис. 7).

Рис. 7. Православный и оппонирующие взгляды на историю

Информационная кампания против РПЦ, надо признать, дала свои результаты. Это фиксируют различные социологические опросы. По данным опроса Левада-центра за 2012 год, только 13% населения считает, что критика в адрес церковных иерархов вызвана стремлением противников русского национального возрождения унизить церковь, ослабить ее союз с властью и народом. Большинство же видит причину в самой Церкви - ее обслуживанием интересов действующей власти (25%), стремлением к земным благам (16%), растущим консерватизмом и агрессивным фундаментализмом (7%), неприятием свободы (6%). Суммарно антицерковную позицию поддержало 54% респондентов против 13%, поддерживающих Церковь.

В сравнении данных мониторинга Левада-центра за 2012 год с аналогичными опросами 2001 и 2005 годов, обнаружилось падение престижа Церкви в обществе. Сократилась на 10% доля респондентов, дающих ответ - «определенно да» на вопрос - должна ли церковь оказывать влияние на принятие государственных решений. На 8% снизилась доля лиц, отвечающих «определенно да», по вопросу - следует ли российским властям руководствоваться в своих действиях религиозными убеждениями? На 5% снизилось число респондентов, указывающих на «очень важную роль» религии в их жизни. Несколько увеличилось число противников преподавания «основ религии» в школе. Возросло также число противников введения в России налога на нужды религиозных общин. (Рис. 8).

Рис. 8. Результаты антицерковной пропаганды в России. Данные опроса Левада-Центра (2012 год)

Данные Левада-центра соотносятся с данными опроса 2013 года ВЦИОМ. Согласно ему, менее половины россиян считает, что православие чаще являлось движущей силой развития России. В тоже время 30% отрицает вообще какое-либо влияние православия для России, а 9% определяет его негативным. Возросла, в сравнении с 2009 годом, по данным ВЦИОМ, доля респондентов, считающих предосудительным вмешательство Церкви в дела государства. Только половина населения поддержала позицию о недопустимости того, чтобы во главе России оказался человек, исповедующий отличную от православия религию. (Рис. 9).

Рис. 9. Православие в представлениях россиян (опрос ВЦИОМ, 2013 год)

Все эти цифры указывают, что информационная борьба проигрывается. Если не предпринять соответствующих усилий по изменению ситуацию новая война против России и православия может быть проиграна.

Палатка украинских униатов на Майдане в Киеве 2014 г.

Русское православие оказывается в фокусе атак на постмайданной Украине. Приходят одно за другим сообщения о вторжении экстремистов в православные храмы, гонениях на священнослужителей.

Случайны ли эти нападения? Председатель Службы безопасности Украины (СБУ) Валентин Наливайченко заявил, что идеология России в «гибридной войне» против Украины - «православный фундаментализм». Фактически повторяется тезис о православии, как главном, после низвержения коммунизма, враге Запада. «Они, - пояснил глава СБУ, - вырастили целое поколение российских военных, которые уверены, что на территории Украины нужно уничтожать украинцев - тех, которые имеют другое мнение и образ жизни, чем в их профашистском и евразийском воображении. Опасность в том, что это исповедуется как новая волна православия - православный фундаментализм». Повторение на уровне украинского руководства формулы З.Бжезинского свидетельствует в очередной раз о проектном характере революции на Украине.

Использование маркера «православный фундаментализм» также один из приемов когнитивных манипуляций. Понятие фундаментализм в информационных потоках последних лет было жестко привязано к исламу. Исламский фундаментализм преподносился, в свою очередь, фактически как синоним терроризма. Соответственно, появление понятия «православный фундаментализм» подразумевало его связь с террористической практикой. По сути, православию, как ранее исламу, предъявлено обвинение в том, что оно является идеологией терроризма. (Рис. 10).

Рис. 10. Маркер «православный фундаментализм» в информационно-психологической войне против России

А что с другой стороны? Что в религиозном плане представляет собой элита майданной Украины? Широкая инкорпорированность в нее представителей различных религиозных сект и меньшинств общеизвестна. Сформирован пул некого «квазирелигиозного интернационала». Можно дать и более жесткое определение - «сатанизм». (Рис. 11).

Рис. 11. Религиозный облик Майдана

Особого внимания заслуживает возросшая популярность на Украине неоязыческого движения «Рун-веры». По сути, оно и является идеологическим знаменем нового украинского национализма. Точно также в свое время арийское неоязычество использовалось в нацистской Германии. Официально в качестве идеологии Третьего Рейха оно никогда не провозглашалась. Но фактически именно на основе неоязычества осуществлялось новое идеологическое строительства, и, прежде всего, в отношении немецкой молодежи.

То что украинское неоязычество является западным проектом достаточно очевидно. Движение зародилось в украинской диаспоре Канады и США. Первая община была зарегистрирована в 1966 году в Чикаго. Штаб-квартира движения и сегодня находится отнюдь не на Украине, а в городе Спринг Глен штата Нью-Йорк. Активистской движения, являлась, в частности, родившаяся в США Катерина Чумаченко, будущая супруга первого майданного лидера Виктора Ющенко. (Рис. 12).

Рис. 12. Генезис украинского неоязычества

Идейные истоки российского неоязычества - те же. Германская неоязыческая ариософия была после войны адаптирована русскими эмигрантами. В русской эмигрантской среде и создаются первые объединения, популяризирующие дохристианскую языческую Русь. Претензия на глобальную ревизию истории Древней Руси была предъявлена, в частности, в широко издаваемых в разных странах Запада трудах, обосновавшегося в Канберре, Сергея Лесного (Сергея Яковлевича Парамонова). В позднесоветский период неоязыческое движение переносит свою деятельность в СССР. Оно формирует одно из направлений диссидентства. Со временем борьба против коммунистической идеологии сменяется установкой борьбы против православия. Фактически к настоящему времени сформировано движение неоязыческого национализма в России. Родственной украинской «Рун-вере» предстает русская «Род-вера». Использование русских неоязычников в том же качестве, как украинские неоязычники были использованы на Майдане, следует рассматривать как реальную перспективу в попытках организации «цветной революции» в России. (Рис. 13).

Рис. 13. Идейные истоки неоязычества в России

Информационная война обнаружила на современном этапе факт, казалось бы, невозможного ранее альянса либерального западничества и нацизма. По православию наносятся одновременно удары с двух флангов. Западнический либерализм ведет борьбу с православием как со скрепой русской цивилизации. Нацизм, в свою очередь, борется с православием в качестве надэтнического (надплеменного) учения. Принципиально нового в этой борьбе ничего нет. Глубинными истоками либерально-западнического похода на православие являются претензии на мировой универсализм аффилированных на Западе религий. Истоки же антиправославной позиции нацизма связаны с древним противостоянием христианству в лице племенного язычества. (Рис. 14).

Рис. 14. Противники православия. Почему либералы объединяются с нацистами?

И вновь вернемся к отправной исторической точке - распаду СССР.

Советское государство не было государством христианским. Идеология СССР официально опиралась на атеистическое мировоззрение. Однако в ценностном отношении советское общество держалось в значительной мере на сохраняемой по инерции традиции христианской морали. С распадом СССР у части воцерковленных групп населения возникла иллюзия, что десоветизация приведет Россию к христианскому возрождению. И действительно, религиозная жизнь в этот период легитимизировалась. Однако за десоветизацией открывается производная от нее новая стадия деструкции ценностных оснований российского общества - его дехристианизация.

Наносится удар по исторически сформированным на базе христианской культуры ценностям. (Рис. 15).

Рис. 15. Десоветизация как первый этап дехристианизации

И этот вызов имеет не только отношение к России. Запад уже дехристианизирован. Гей-парады, воинствующий гедонизм, узаконенная система глобального ростовщичества - все эти типичные признаки выстроенной новой модели жизни явно диссонируют с христианским миропониманием.

Дехристианизация России означала бы в этих условиях фактически финальную точку исторического «евангельского проекта». Не к этому ли идет дело? Не раскрываются ли сегодня глубины той онтологической, трансцендентной борьбы, о которой говорилось в великих религиозных откровениях прошлого.

— Понятно, что нравственное влияние Церкви на людские души благоприятно и для страны в целом. Ведь народ нравственный труднее обмануть, поработить и завоевать, чем безнравственный?

— Естественно, и этому есть множество исторических подтверждений. Как только народ склоняется к какому-то греху, например, к гомосексуализму, как только разрушаются вследствие этого его нравственные категории, которые определяются религией, сразу начинается деградация общества и разрушение государства. Вспомним Римскую Империю, древних греков…. В России перед революцией 1917-го года, куда было направлено острие революционной пропаганды? На дворянство, офицерство и духовенство. Хотя духовенство в то время тоже ничего плохого революционерам не сделало.

Так внешние враги пытаются сейчас подорвать доверие людей к служителям церкви, чтобы препятствовать ее задаче нравственного, духовного воспитания. Чтобы ими потом было проще управлять процессом нравственной, интеллектуальной и физической деградации народа, который сейчас успешно осуществляется.

Такой способ манипуляции сознанием можно рассмотреть на простом примере. Чтобы вовлечь подростка в бандитскую среду, первое, что стремятся сделать бандиты — принизить доверие этого подростка к своим родителям и учителям, разрушить их авторитет. Им нужно каким-то образом его вывести из-под влияния тех, кто его воспитывает и учит. Только после этого есть шанс, что он будет участвовать вместе с ними во всех их грязных делишках. Вот такой «увод из-под влияния» и является целью заказчиков этого очернительства Церкви, которые сейчас организовали информационную войну против Православия.

— Мне кажется, что все-таки такое внешнее информационное влияние находит еще и какую-то внутреннюю опору в тех людях, которые ему подвержены. Это не только обычное невежество

в вопросах реальной жизни священников и церковной жизни вообще, но и какие-то внутренние причины, по которым эти люди так охотно принимают ложь за истину.

— Ну конечно, такие причины есть. Такие «слабые места» в человеке — это его внутреннее несовершенство, его грехи. Душевная нечистота противится всему нравственному точно так же, как грязнуля противится мытью рук, а ленивый ученик противится учению. Тот же блудник или гомосексуалист не могут принять Церковь в том виде, в каком она есть, потому что она задает слишком для них высокие нравственные планки. Им остается ее только осуждать и поливать грязью.

Когда какому-нибудь моральному уроду становится тяжело и неуютно находиться среди нравственно-чистых людей, он обязательно начнет говорить про них какие-нибудь гадости, чтобы создать для себя иллюзию «одинаковости». «Да кто в России не ворует?» — это выражение стало для нас уже привычным. Значит, можно спокойно воровать. «А гомосексуализмом даже животные занимаются, и вообще — это нормально!» — тоже из серии самооправданий и попытки сделать из черного белое. Сейчас, когда в стране царит культ стяжательства, многие начали с умным видом заявлять что-нибудь наподобие: «Человек, по самой своей сути, — существо низменное». Значит, иметь низменные побуждения тоже нормально? Тогда можно творить что угодно!

То есть Церковь задает определенную планку отношений в человеческом обществе. И те, кто живет вне этих рамок, чувствуют себя неуютно. Они думают, что если уничтожить Церковь, то и духовные законы действовать перестанут. Но это не так.

— Скажите, как с точки зрения человеческой психологии можно объяснить убийства священников? Ведь что-то этими убийцами движет? Или ничего, кроме злобной непримиримости к православию, как к чужой вере?

— Почему убивают хороших, чистых душой людей? Да потому, что этими убийцами-подонками движет не просто ненависть, а ненависть, вызванная черной завистью. Зависть рождает ненависть, и прикрывается презрением.

Возьмем такую метафору: попал по недоразумению на олимпиаду по какой-нибудь науке полный неуч, к тому же злобный. И как он будет себя чувствовать в этой среде? Конечно, он подумает или даже скажет: «Все вы здесь чокнутые «ботаники», все придурки, один я нормальный».

Больше всего ненавидят тех, кто умнее или добрее, — тех, кто тебя в чем-то превзошел. Потому что ненавидеть того, кто ниже тебя и меньше умеет, смысла никакого нет — нечему завидовать. Сознательно или подсознательно, но эти ненавистники понимают, что священники их выше и чище, и что правда на их стороне, а от этого чувствуют себя приниженными и начинают их ненавидеть.

— Некоторые люди упрекают священников в невнимательности, в том, что они не уделяют внимания или резко отвечают на заданный вопрос, обличают.

— Конечно, священники не идеальны, ведь они тоже люди. Бывает, что некоторые из них ведут себя неподобающим священнику образом: бывают невнимательные священники, бывают священники, страдающие осуждением — у каждого свои личностные особенности и недостатки. Так что кое-кого из них, возможно, упрекают вполне заслуженно. Но давайте посмотрим на вопрос шире: если вы приходите на прием к врачу и видите, что у него масса недостатков: он нетерпелив, малограмотен, не отвечает на ваши вопросы, не дает советов… Что вы предпримете? Скорее всего, пойдете к другому. Плохо лечит один — найдете того, кто лечит хорошо. Но из-за того, невнимательного и грубого, вы ведь не перестанете лечиться совсем? Не разуверитесь в медицине, как таковой? Так почему из-за одного недостаточно вежливого священника некоторые начинают делать необоснованные обобщения, и обвинять абсолютно всех служителей Церкви?

Кстати говоря, я замечал такой феномен: против священников, как и против, например, инородцев, выступают массово и агрессивно, но почему нет таких выступлений против олигархов? Бывает, ругнется один, другой – и все. Тишина! Никакой истерии, как против священников. Хотя эти люди у каждого из нас украли деньги. Почему бы это?

— Может быть, таких выступлений против олигархов в блогах нет, потому что для этого нет заказчиков?

— Я думаю, так оно и есть. Сам против себя информационную войну финансировать не будешь, поэтому и возмущений по этому поводу нет.

Сейчас уже очень много написано об информационной войне: как она организуется и проводится, для чего существуют эти манипуляции людским сознанием, как они происходят, на что опираются и так далее. По политтехнологии написано огромное количество книг и найти такую литературу достаточно легко. Если кому-то читать лень — все это информационное безобразие можно увидеть по телевизору, и давно можно было уже понять, для чего это все придумано. Но и тут подумать лень. Процветает нежелание и пассивность разбираться в ситуации с рассуждениями типа: «А зачем мне это надо?» Так же проще жить — не напрягать свой интеллект, а ждать, когда тебе кто-то даст готовое решение. 80 процентов людей, к сожалению, устроены в крайней степени примитивно. В их представлении — они нормальные, умные люди, которые из себя что-то значат, но в сущности интересует их только то, что они могут ощутить и потрогать.

— Ощутить и потрогать? Значит, их интересуют только материальные ценности и удовольствия?

— Да — то, что основано в большей степени на чувствах и эмоциях. Не какие-то глобальные вещи, не интересы народа и государства, не понимание мироустройства, ни даже интересы твоей собственной души, а только то, что служит самым примитивным из твоих потребностей. Им хочется просто пожить легко и бездумно, получить от жизни все тебе нужное сегодня, а завтра — будь что будет.

Показательным является недавний случай. Один известный атеистический сайт объявил акцию помощи онкобольным детям с лозунгом: «Бога нет, кто же кроме нас поможет детям?» Давайте деньги собирать — жертвуйте для лечения детей! За полмесяца собрали всего 20 тысяч рублей, а примерно сколько собирают известные православные сайты всего за 2 часа, хотя посетителей там не больше. Атеистический сайт собрал по сравнению с ними всего лишь крохи. Вот они сами себе и показали, кем они по большому счету являются. Потому что неверующие в Бога в основном эгоисты.

Эгоизм — главный фактор, который не дает принимать ничто духовное. Когда «я» — центр Вселенной, то какие там попы, какой еще Бог, зачем мне эти конкуренты! Я самодостаточный, ни в чьих указаниях не нуждаюсь, и вообще все должны мне кланяться…

— Значит священники стали основной мишенью антинародных сил?

— Да, но они являются мишенью не только антироссийских сил, но в первую очередь еще и мишенью темных сил.

У таких людей всегда много искушений — больше, чем у обычного человека. И потому как их жизнь проходит на глазах у всех, иногда их недостатки гиперболизируются обществом. Например, если обычный человек на машине проехал на красный свет, то никого этим не удивишь и никто этого факта даже не запомнит. А если вдруг увидят, что на красный свет проехал дядька в рясе и с крестом на груди, то это моментально станет поводом для эмоциональных разговоров. Сколько у нас, извините, пьяниц спивается на тех же поминках, сколько просто дегенеративно ведут себя на свадьбах? И кто, когда друг другу пересказывает эти выходки? Но если увидел кто-то попа нетрезвого — все, будьте любезны — тут разговоров и сплетен хватит всем и надолго.

Более того — все такие рассказы ради красного словца обрастают со временем кучей домыслов и вымыслов и превращаются в конечном итоге во что-то совершенно невообразимое. И немного выпивший священник уже будет в них изображен в абсолютно непотребном виде…

Хочу привести подходящую к месту цитату из документального рассказа священника Ярослава Шипова, который долго служил на сельском приходе. Этот отрывок – от отношении деревенского народа к священнику: «Они неутомимо придумывали всякие слухи: то батюшка нехорош, потому что богатый, а когда оказалось, что бедный, и это плохо — настоящий поп не может быть нищим; то — в каждом селе жена, а коли не так, то — больно строг с женщинами, мог бы и внимание оказать: мало ли что священник — мужчина все же…»

— Есть более образованная часть аудитории — люди, которые знают, какую огромную позитивную роль играла Церковь в истории всей страны, особенно в годы испытаний. Некоторые из них даже читали духовную литературу. Бывает, что они говорят: «Вот раньше Церковь была — да! А той Церкви, которая теперь стала, я принять не могу». Как вы прокомментируете такие высказывания?

— Вкратце такие претензии можно выразить вопросом: современные священники — не святые, так зачем же их слушать и на них равняться? Эту тему можно так шутливо обыграть: достигни святости сам, и Церковь будет равняться на тебя. Раз ты не можешь принять эту Церковь, а образцы знаешь — живи по этому образцу. Покажи своим примером святую жизнь. А как только начнешь трудиться духовно, сразу убедишься, что грехов у тебя предостаточно, и быть ни в чем непогрешимым и безупречным не каждому по силам.

— А он скажет: «Нет, я не хочу быть святым, я хочу, чтобы они были святыми, потому что это их дело — быть святыми»…

— Святой должна быть Церковь и ее заповеди, потому что она стремится к любви и ведет за собой народ. Но каждый из ее членов святым быть не может. Как не может быть гением каждый ученый. Церковь нужно воспринимать, как целостную структуру, и не судить о ней по отдельным людям. Следуйте церковным заповедям, и не поддавайтесь на провокации.

Нравственно здоровым может быть, при желании, каждый. А это в человеке — основное, потому что именно в его душевных качествах заключается личность. И если, например, кто-то из ваших друзей имеет больную печень, то он от этого не перестает быть вашим другом, потому что вы его воспринимаете не по частям, а как личность. Точно так же при несовершенстве отдельных «органов» Церковь в целом не становится недееспособной.

Все эти обвинения священников и самой Церкви, если это не открытая вражда, чаще всего от неумения понять главное: Церковь живет не для себя, а для народа и его спасения. И свои функции она всегда выполняла и выполняет.

В наше время свободного доступа к огромному количеству информации борьба за человеческие умы стала вестись в этой сфере. Подавая обществу необходимые материалы и новости, можно контролировать социальные настроения и стремления преобладающего количества населения.

Что такое информационная война?

Термин «информационная война» изначально использовался в американских военных кругах. Информационная война – это психологическое давление на все общество или его часть. Умелая подача необходимой информации помогает создать определенные настроения и вызвать реакцию. Первые сведения об упомянутом виде войны датируются 50-ми годами 19 века и касаются Крымской войны.

Информационная война может вестись как внутри государства, так и между разными странами и является частью сложного процесса противоборства. Наличие информационного давления на общество является показателем закулисных политических действий или подготовкой к каким-либо изменениям. Она не требует больших финансовых вложений и усилий. Эффективность информационной войны зависит от грамотно составленной агитации, опирающейся на чувства и желания членов общества.

Признаки информационной войны

Суть информационной войны заключается во влиянии на общество с помощью информации. К признакам информационной войны относятся:

  • ограничение доступа к определенной информации: закрытие веб-ресурсов, телевизионных программ, печатных изданий;
  • появление различных информационных источников с одинаковой информацией;
  • создание отрицательного психологического фона по конкретным вопросам;
  • появление в обществе эмоциональной напряженности;
  • проникновение насаждаемой информации в различные сферы общества: политику, культуру, бизнес, образование.

Информационная война - миф или реальность

Информационные войны между странами стали обычным явлением. Хотя об использовании в военных конфликтах информационной пропаганды известно еще с 19 века, особую силу этот вид войны приобрел в конце 20-го века. Это связано с увеличением количества информационных ресурсов: газет, журналов, телепередач, веб-ресурсов. Чем больше информации имеет общество в свободном доступе, тем легче проводить информационную пропаганду.

Для ведения информационной войны нет необходимости переубеждать людей или навязывать им свою точку зрения. Надо просто сделать так, чтобы внушаемая информация попадалась на глаза как можно чаще и не вызывала отторжения. При этом человек может и не подозревать, что стал участником информационного влияния. Для ведения информационной войны нанимают специалистов, имеющих глубокие знания по маркетингу, социальной психологии, политике и истории.

Цели информационной войны

Ведение информационной войны является одной из составляющих политики многих государств. Сражение за человеческие умы не является самоцелью, а относится к комплексу мер по сохранению безопасности своего государства или по влиянию на граждан другого государства. Исходя из этого, информационная война имеет такие цели:

  • обеспечение безопасности своего государства;
  • поддержание патриотических настроений;
  • влияние на граждан другого государства с целью дезинформации и достижения определенных целей.

Виды информационной войны

Информационная война может применяться среди военных и среди мирного населения. Для этого может использоваться один из видов информационной войны или комплекс мероприятий. К видам информационного противостояния относятся:

  1. Информационная война в интернете - предлагается разная и зачастую противоречивая информация, применяемая для запутывания противника.
  2. Психологические операции – подбор и подача такой информации, которая звучит как контраргумент на настроения, существующие в обществе.
  3. Дезинформация – продвижение ложной информации с целью направления вражеской стороны по неправильному следу.
  4. Разрушение – физическое уничтожение или блокировка электронных систем, важных для противника.
  5. Меры безопасности – усиление охраны своих ресурсов с целью сохранения планов и намерений.
  6. Прямые информационные атаки – смешение ложной и правдивой информации.

Методы ведения информационной войны

Информационную войну называют холодной, потому что она приводит к желаемым результатам без применения оружия. Существуют такие методы информационной войны среди мирного населения:

  1. Участие авторитетов. Суть данного метода состоит в поддержке необходимых действий или лозунгов известными авторитетными людьми.
  2. Точные утверждения. Желаемые лозунги подаются как стопроцентно верные и не требующие доказательств.
  3. Победившая сторона. Обществу предлагают выбрать решение, которое подается как наилучшее и является выигрышным.
  4. Принуждение. Этот метод зачастую применяется в лозунгах и звучит как точное указание к действию.
  5. Подмена источника информации. Когда не получается остановить проникновение нежелательной информации, ее автором называют источник, который не пользуется доверием у общества.

Информационная война и пропаганда

Информационная война эффективно применяется в политической сфере. С ее помощью претенденты на должность сражаются за голоса избирателей. Учитывая тот факт, что большинство избирателей не имеет доступа к истинной информации, для влияния на них применяются техники психологического воздействия. Информационная война в СМИ является популярным способом влияния на общество. Кроме этого в политической пропаганде может использоваться метод подмены информации, искажения действительности, принуждения, участия авторитетов.

Как защититься от информационной войны?

Информационная война используется в разных сферах, но ее цель всегда остается постоянной: повлиять на общественное мнение. Вести противодействие информационной войне бывает непросто, ведь манипуляции и пропаганда разрабатываются опытными специалистами. Чтобы не стать жертвой информационного влияния, следует рассматривать по интересующему вопросу мнения разных людей и задействовать разносторонние источники информации. Разбираясь в сложной ситуации, стоит ответить на такие вопросы:

  1. Какова обратная сторона медали данного вопроса?
  2. Кому может быть выгодно воздействие с помощью данной информации?
  3. Насколько рассматриваемый вопрос раскрыт с разных сторон?
  4. Есть ли логическая цепочка и доказательства по данному поводу или же ведется прямое внушение, принуждение и воздействие на эмоции?

Информационные войны в современном мире

Благодаря современным технологиям информационные войны нашего времени могут вестись по всему миру. При этом появилась возможность создавать реальность, не соответствующую действительности. Современные мировые информационные войны ведутся как между государствами, так и внутри государства, между политиками, компаниями, организациями, религиозными деноминациями. Основным оружием в информационной войне выступают СМИ. Полный контроль над ними позволяет подать обществу лишь ту информацию, которая сформирует необходимый взгляд на проблему.

Все боевые действия в современном мире освещаются в СМИ таким образом, чтобы показать необходимость ведения войны и сформировать негатив у противоборствующих сторон. Недавние военные конфликты в Сирии и Украине являются яркими тому примерами. Информационная война и терроризм также напрямую связаны между собой. Разобраться в том, что же на самом деле происходит между противоборствующими сторонами, обычному человеку не представляется возможным.

Информационные войны в политике

Политическая борьба ведется между политическими партиями, организациями и другими политическими институтами. Информационная война в этой сфере происходит постоянно, но усиливается перед выборами в правительственные органы. Воздействие на общество с помощью информации ведется таким образом, чтобы члены общества не замечали его и считали, что делают выбор самостоятельно.

Современные информационные войны в политике ставят целью дискредитировать оппонента в глазах общественности и сформировать у членов общества необходимое мнение. Для решения данных задач нанимают специалистов по информационным диверсиям – айворщиков, которые производят атаку на оппонента с помощью разных информационных источников. Основными методами информационных атак являются: монтаж, слухи, мифы, угроза, блеф, перекручивание информации.


Информационная война в бизнесе

Информационная война в системе бизнеса применяется для ослабления позиций какой-либо корпорации или предприятия. Для ведения противостояния в данной сфере противник старается собрать как можно больше информации по работе компании, с которой он конкурирует. Особое внимание уделяется слабым сторонам противника. Их предают огласке в преувеличенном виде, показывая несостоятельность работы компании.

Информационная война - последствия

Последствия информационных войн могут дать о себе знать уже в самом начале борьбы. От информационного влияния невозможно защититься, так как оно проникает во все сферы человеческой жизнедеятельности. Сущность информационной войны заключается в давлении на общество, в результате чего члены общества получают искаженное представление о действительности и не имеют возможности сделать правильные выводы и принять верные решения.



Понравилась статья? Поделитесь ей