Контакты

Способы эффективной работы с информацией. Моя система работы с информацией Методы работы с информацией

Зачем нужна персональная система управления информацией?

Многолетний опыт проведения тренингов по тайм-менеджменту убедил меня в том, что у каждого человека есть свой излюбленный хронофаг - способ нерационально терять время, растрачивать его нецелевым образом. Для кого-то главным поглотителем времени является общение с другими людьми, кто-то "зависает" в процессе принятия решений, но есть достаточно большая категория людей, кто буквально тонет в море информации.

Информация - это самовозрастающая сущность. Её рост подчиняется экспоненциальному закону. Например, есть данные, что количество блогов в сети удваивается каждые полгода; а общий объем сетевой информации увеличивается вдвое примерно каждый год-полтора. Создание Google начиналось с сохранения всего Интернета на одном компьютере:

"– Работа над Google началась, когда мы с Сергеем еще были докторантами Стэнфордского университета на кафедре компьютерных технологий, – начал Пейдж. – У нас не было четкого представления о том, что именно мы хотим сделать. Но мне не давала покоя дерзкая мысль – загрузить весь Интернет на свой компьютер. Я сказал своему научному консультанту, что справлюсь с этой задачей за неделю. И примерно через год мне это частично удалось." (из книги Дэвида Вайза "Google. Прорыв в духе времени").

Думаю, что сегодня подобный эксперимент - сохранение "всего Интернета" на одном компьютере или даже в одном дата-центре - никому уже не под силу! Но проблема в том, что...

Что информации не просто слишком много - есть несколько факторов, вызывающих у каждого из нас тяжелейший информационный стресс :

  • всё возрастающая скорость создания/поступления новой информации, за которой мы не успеваем;
  • отсутствие определенности, противоречивость (на любой факт есть опровержение; на любое мнение есть альтернативные мнения);
  • некачественная информация (ложная, неточная, дублирующаяся и т.п.) никуда не исчезает - наоборот, она остаётся и накапливается в общем информационном потоке;
  • становится всё больше доступных каналов получения информации, следовательно, возрастает мощность/плотность потока информации;
  • лёгкая доступность "бесконечных архивов" (ВСЯ произведенная цифровая информация сохраняется, независимо от её ценности и актуальности);
  • преобладание дискретной (буквенно-цифровой) информации над образной (перегрузка левого полушария КГМ и "недогрузка" правого). /Кстати, всеобщая озабоченность "эмоциональным интеллектом " объясняется именно этим фактором!/;
  • по некоторым оценкам 95-98% информации в потоке является неструктурированной , не включенной в целостную систему знаний (что по факту приводит к ее неверному пониманию);
  • низкая релевантность информации относительно наших вопросов/целей (не помогает, а тормозит принятие решений).

Кроме перечисленных факторов хочу добавить ещё один, крайне важный: если в недалёком прошлом (ещё в середине-конце 20 века) потоки информации были "раздельными", то сегодня они являются "смешанными" , тесно переплетенными. Раньше, чтобы изолировать себя от потока рабочей информации, достаточно было уйти с работы домой и не поднимать трубку городского телефона (а многие его и не имели вовсе:)). Сегодня мы все являемся "подключенными" (благодаря мобильной связи и Интернету) к потоку информации в режиме 24/7. Спрятаться от рабочей информации практически невозможно; но кроме этого в 21 веке меняется и сама концепция занятости. Если вы представитель "креативного класса" и работаете на себя, то фактически невозможно провести границу между вашей трудовой занятостью и частной жизнью. Поэтому создание персональной системы работы с информацией является не только залогом высокой продуктивности на работе, но и просто условием выживания в современном мире.

Итак, персональная система работы с информацией нужна вам:

1. Если вы хотите избавиться от чрезмерного потребления информации как от "поглотителя времени".

2. Если вы хотите снизить уровень информационного стресса / информационной перегрузки.

3. Если вы хотите взять под контроль информационный поток и начать работать с информацией более осмысленно и целенаправленно. Чтобы она не мешала, а помогала в достижении ваших целей.

4. Если вы хотите навести порядок в информационных потоках, сделать работу с информацией максимально удобной, автоматизированной и технологичной.

Мой опыт работы с информацией

Сознаюсь, что данная заметка появилась благодаря многочисленным и настойчивым просьбам моих друзей и клиентов. Не считаю себя каким-то "самым умным" :) , но с информацией работаю давно, и кое-какой опыт накопил. Попробую кратко его описать...

Начну с главного - с отношения к информации . Наверное, потребность в новой информации является во многом врождённой:) Сколько себя помню, с самого раннего детства я был (и остаюсь сейчас) очень любопытным и любознательным человеком. Я ЛЮБЛЮ УЗНАВАТЬ НОВОЕ! Мне интересно ВСЁ :) , и про это "всё" мне хочется узнать как можно больше:)). В школе я всегда учился хорошо, но не потому, что был "ботаником" - уроки я делал из под палки, и только чтобы от меня отстали - а потому, что мне было интересно узнавать информацию по школьным предметам из других источников.

Есть разные способы учиться и/или получать новую информацию. Кто-то любит задавать вопросы, кто-то любит сам изобретать/создавать, кто-то любит экспериментировать, и т.д. У меня с детства есть три излюбленных способа получения информации : 1) чтение книг; 2) эксперимент (проверка на собственном опыте); 3) обмен опытом/знаниями в группе единомышленников/друзей. Причем первые два способа более приоритетны, т.к. я интраверт и довольно непросто схожусь с другими людьми. (Знаете ли вы свои излюбленные способы учиться/узнавать новое? Это важно! )

Вот характерный пример их моего детства: классе в шестом в одной из книг по истории древнего мира я вычитываю рецепт раствора, который использовался при строительстве крепостей. После чего иду гулять во двор, и пытаюсь изготовить данный раствор из подручных материалов:) . С помощью раствора делаю кусочек крепостной стены, высотой до колена. После чего ко мне подходят дворовые гопники с явным намерением сломать мою стенку. Посвящаю их в ход эксперимента, после чего у меня образуется команда помощников из трёх человек:). С растворами и стенами мы экспериментировали недели две, пока не надоело. Кстати, рецепт лучшего состава раствора до сих пор хранится в моих записях; надо будет по случаю продать каким-нибудь любителям эко-строительства;) .

В старших классах школы у меня появилась чёткая определенность, кем я хочу стать в этой жизни. Меня очень привлекала карьера учёного , работающего "в тиши библиотек" :) в каком-нибудь НИИ и изучающего какую-нибудь глобальную проблему. Меня интересовала биология (в частности бионика), и с какого-то времени - психология. Не скажу, что мои интересы были тогда чётко сформулированы, но сегодня я определил бы их как машинное/программное моделирование психических процессов, в частности - эмоций. Это я пишу к тому, что с детства я был предрасположен быть "книжным червём", кабинетным учёным-теоретиком, который ковыряется в информации, и при этом предельно счастлив:)). Но, забегая вперёд, скажу, что жизнь распорядилась иначе... Сегодня бОльшую часть своего времени я работаю как исследователь-практик , помогая в решении проблем конкретных людей или организаций. А "тишь библиотек" является для меня скорее способом отдыха и частью непрерывного самообразования.

Могу сказать, что мне очень повезло с родителями - именно мама и папа были моими первыми учителями/образцами в том, как надо работать с информацией. Все самые интересные для меня книги я находил в отцовской библиотеке; сам отец очень много читал и активно работал с книгами. Мама по образованию библиотечный работник, и именно она научила меня работать с такими инструментами как рубрикатор, каталоги, картотека, библиография и др. Мама (за что я очень ей благодарен!) всегда была в курсе моих интересов и увлечений, и активно помогала мне в сборе полезной информации. Например, она до сих пор:) делает вырезки из газет и журналов с потенциально ценными для меня цитатами, статистическими данными, мнениями экспертов и т.п.

На фото ниже вы видите часть моей бумажной картотеки . Сами перфокарты мне принесла с работы мама. И первые карточки в этой картотеке были карточками с цитатами, выписанными для меня мамой (для примера три такие карточки лежат сверху):

От себя добавлю, что опыт многолетней работы с бумажной картотекой бесценен! Во-первых, я до сих пор пользуюсь ей; а во-вторых, это помогло мне лучше понять, что я хочу от электронной картотеки, и как наиболее эффективно я могу её использовать.

После поступления в университет (ЛГУ, ныне СПбГУ) я столкнулся с настоящим "культом знаний ". Не подумайте только, что это была какая-то "секта задротов"! :)) Во-первых, восхищали своей эрудицией преподаватели. Слушать их было безумно интересно, и они невольно задавали тот высокий уровень знаний, которому хотелось подражать и соответствовать. Во-вторых, поступить в ВУЗ, выдержав конкурс в 22-25 человек на место, мог далеко не каждый. Считал (и считаю) своих однокурсников интеллектуальной элитой своего времени. А попадая в общество очень умных и эрудированных людей, сам невольно стараешься быть таким (об этом хорошо писал М.Гладуэлл в "Переломном моменте" ;)). В-третьих, моё обучение совпало с годами Перестройки и распада СССР. Это было уникальное время, когда неожиданно открылся огромный пласт информации, которая ранее была в СССР запрещена. Стали издавать философов и психологов, тексты которых были или жутким дефицитом или просто не переведены на русский. Например, обучаясь на психфаке, я мог читать Фрейда только в читальном зале, заранее записываясь на раритетные издания 1910-1920-х годов. А тут вдруг все эти книги появились чуть ли не на каждом книжном прилавке! Разумеется, было интересно всё это прочитать:).

На фото ниже: слева дореволюционное издание Ф.Ницше из библиотеки отца (как сейчас помню, что он просил "особенно про неё в школе не распространяться" :) ), а справа двухтомник, купленный в 1990 "на Крупе" ;)

Спасибо Универу, он привил мне навыки научно-исследовательские работы с информацией . Наука - особый социальный институт (в котором мне, кстати, многое не нравится:(), и научная деятельность имеет свою специфику. Но есть множество навыков, которые можно эффективно применять в любой деятельности: выявление/постановка проблемы и формулировка исследовательской задачи; выдвижение гипотез и разработка исследовательской программы по их проверке; обзор существующих фактов / данных / моделей и т.п. ; концептуализация (выбор методологии и разработка понятийного аппарата); экспериментальный дизайн, и т.д. Сюда же можно включить и технические навыки как составление реферативных обзоров книг/статей по теме, навыки конспектирования, составление библиографий и персональной картотеки/архива.

Студенческие навыки работы с информацией позволили мне получить диплом с отличием и написать диссертацию. После окончания университета я стал работать в качестве преподавателя психологии в ПГПИ (Псковском гос.пед.институте). У преподов есть старая шутка о том, что искусство преподавания заключается в том, чтобы красиво пересказать студентам методичку, которую сам прочитал за полчаса до лекции :) Так вот эта поговорка не про меня - к написанию конспектов лекций я относился мега-ответственно. Мало того, мне казалось принципиально важным, чтобы в моих лекциях были самые свежие исследования по самым актуальным проблемам данной научной дисциплины. Сегодня благодаря Интернету поддерживать подобную актуальность учебных курсов сравнительно легко, а в то время я был подписан на все доступные в стране научные журналы по психологии и смежным отраслям, плюс заказывал по почте сборники статей с научных конференций. В общем, добывать крупицы полезной информации - было довольно нешуточным трудом!

Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой работа с информацией , какие существуют правила, методы, способы и технологии такой работы, где брать информацию, как выбирать достоверные источники информации, как работать с информацией , ну и, конечно же, как применять информацию, которую вы получили.

На сегодняшний день информация является важнейшим критерием для принятия решений у людей самых разных специальностей и рода деятельности. Для финансовой сферы, выступающей главной тематикой сайта Финансовый гений, информация имеет, без преувеличения, колоссальное значение. Чтобы принять любое , касающееся работы, бизнеса или личных финансов, человеку необходима информация, причем, максимально точная и достоверная, в противном случае решение может стать ошибочным и обернуться финансовыми потерями.

Работа с информацией у среднестатистического человека происходит следующим образом. Вокруг него существует т.н. информационное поле – постоянные потоки разной информации, из которой он, ввиду особенностей функционирования мозга, воспринимает лишь какую-то небольшую часть, причем, не всегда нужную. В голове откладываются отдельные данные, а иногда и “обрывки” сведений, из которых человек уже формирует некую общую картину и мнение по интересующему его вопросу.

Также ни для кого не секрет, что в последнее время массово ведутся т.н. информационные войны, целью которых является подача (вброс) искаженной или ложной информации для формирования у людей нужного мнения или решения по определенному вопросу. Причем, информационные войны ведутся не только по политическим вопросам, но и по многим другим, в том числе, экономическим и финансовым. Они сейчас происходят постоянно и везде, и если вы их не замечаете – это только еще раз подтверждает, что они имеют должный эффект.

Чтобы избежать влияния неправильной информации, и ошибок, к которым могут привести решения на ее основе, человеку необходимо вырабатывать у себя осознанный и грамотный подход к работе с информацией, использовать определенные правила, формы, методы работы с информацией, которые позволят выделить из общего информационного поля только важные, нужные и достоверные данные. Рассмотрим, как работать с информацией правильно, какие этапы работы с информацией необходимо пройти.

Этап 1. Постановка целей работы с информацией.

Работа с информацией всегда должна подразумевать определенные цели, то есть, ту пользу, которую вы хотите для себя извлечь. Как и в любом другом случае, цели должны быть сформулированы максимально конкретно, чтобы было понятно, как работать с информацией для достижения этих целей.

Исходя из поставленных целей, всю информацию для работы можно условно разделить на 3 категории.

1. Стратегическая информация. Как видно из названия, сюда следует относить сведения, позволяющие осуществлять долгосрочное планирование, решать наиболее глобальные задачи. К ним относятся долгосрочные тенденции экономического развития государства, работы банковской сферы, рыночной конъюнктуры, макроэкономические прогнозы, долгосрочные ценовые тренды валют и других активов, и т.д.

2. Тактическая информация. Сюда относятся сведения, позволяющие решать тактические задачи в рамках выполнения стратегического плана. Если стратегическая информация дает нам возможность определить, к чему мы будем идти, то тактическая – как мы будем это делать. В эту категорию можно включить промежуточные данные экономических показателей, действующие ставки по кредитам и депозитам, среднесрочные ценовые тренды и т.д.

3. Оперативная информация. И, наконец, последний, но не мене значимый, вид данных – оперативная информация. В некоторых ситуациях она может оказаться, наоборот, наиболее важной, поскольку на ее основе в дальнейшем будут сформированы и тактические, и стратегические данные. Отслеживание оперативной информации – очень важный этап анализа и обработки данных, ему всегда следует уделять особое внимание. Сюда можно отнести внезапно вышедшие экономические и финансовые новости, важные новости отдельных финансовых субъектов, краткосрочные тренды.

На первом этапе работы с информацией необходимо точно сформулировать цели, которых вы хотите достичь, ради которых будете искать, анализировать и обрабатывать информацию.

Этап 2. Поиск информации. Как искать информацию?

Чтобы определиться, как работать с информацией, для начала нужно ее найти. Поиск информации включает в себя непосредственно поиск источника информации, проверку его на правдивость, актуальность и полезность. Все источники информации можно условно разделить на 3 категории:

1. Медийные источники информации. Сюда входят любые СМИ: интернет-издания, пресса, ТВ, радио.

2. Узкоспециализированные источники информации. Сюда относятся тематические сайты и блоги, книги, научные труды и аналитические статьи отдельных авторов, сайты конкретных компаний и финансовых субъектов. Такие источники, как правило, могут дать более полную и полезную информацию, чем представители первой группы.

3. Живые источники информации. И, наконец, думая о том, как искать информацию, следует рассматривать и возможность получения ее от конкретных людей, которых вы считаете компетентными в нужном вам вопросе. Могут быть использованы слова из их публичных выступлений и даже полученные при личном общении.

Лучше всего иметь несколько надежных и проверенных источников информации в интересующей вас сфере. Если все они предоставляют одинаковые или схожие сведения, то вероятность того, что эти данные правдивые, существенно повышается.

Этап 3. Анализ полученной информации.

Непосредственная работа с информацией всегда начинается с ее анализа. Чтобы провести анализ полученной информации, прежде всего, необходимо разделить все сведения, данные, знания, которые вы получаете, на 2 простых категории:

1. Полезная информация.

2. Бесполезная информация (информационный шум).

Первая категория послужит предметом дальнейшего анализа и исследования, а вторая вам попросту не нужна – она лишь будет занимать лишнее место в вашем мозгу и компьютере, поэтому от ее получения лучше сразу отказаться. Как разграничить, где полезная информация, а где информационный шум? Очень просто. Ответьте себе на простые вопросы:

– Чем конкретно вам полезна данная информация?

– Где, как, когда, с какой целью вы сможете ее применить?

– Какой полезный эффект вы получите от применения этой информации?

Если вы задумались, и не можете дать четких ответов, значит, вы имеете дело с информационным шумом, то есть, бесполезной информацией, которую вы никак не сможете использовать с выгодой для себя. Такие сведения вам попросту не нужны, и не стоит тратить драгоценные “килобайты” своего мозга на их хранение и обработку.

Кроме тогда анализ полученной информации должен обязательно включать в себя проверку данных на:

– Достоверность;

– Актуальность.

При работе с информацией особое внимание следует уделять источникам, из которых вы ее получили. Чем больше данных из этого источника, полученных ранее, в дальнейшем подтверждалось, тем более надежным можно считать источник. Также для подтверждения информации всегда нужно сравнивать ее с другими источниками.

Конечно же, анализ полученной информации не принесет никакой пользы, а может даже принести вред, если данные уже устарели и являются неактуальными. При анализе финансовой информации актуальность данных играет особенно важную роль.

На сегодняшний день более 90% того, что мы называем информацией, является, по сути, лишь информационным шумом. Поэтому первый этап работы с информацией – анализ как раз необходим для того, чтобы пропустить все поступающие сведения через фильтры и среди огромного потока бесполезных, недостоверных и неактуальных данных выделить те немногие, которые вам действительно пригодятся для дальнейшей работы.

Этап 4. Хранение информации.

Перед тем, как начать работать с информацией, необходимо ее сохранить. Особенно, если речь идет о стратегической или тактической информации – ведь она понадобится вам для работы на протяжении еще долгого времени.

Хранение информации должно быть систематизировано таким образом, чтобы вы всегда в нужный момент могли быстро и без труда получить доступ к необходимым данным. Все инструменты для хранения информации сейчас можно разделить на 2 категории:

– Информация в бумажном виде;

– Информация в электронном виде.

Первый вариант на сегодняшний день уже неактуален: информацию в бумажном виде хранить неудобно, да и не нужно (конечно, если речь идет именно об информации, а не о важных документах). Поэтому все бумажные носители информации лучше сразу превратить в электронные (например, отсканировать или даже просто сфотографировать) и сохранить на жестком или съемном электронном носителе.

Однако, следует понимать что хранение единственного экземпляра информации в электронном виде чревато его утерей, ведь любая техника может выйти из строя. Поэтому необходимо делать копии. Для них можно использовать флэш-накопители или т.н. облачные сервисы, позволяющие хранить информацию на других серверах онлайн (Яндекс.Диск, Гугл.Диск, и т.п.)

Можно выделить 3 уровня доступа к информации, исходя из того, как часто вы будете к ней обращаться, и как быстро она вам может понадобиться.

1 уровень . Информация, которая необходима ежедневно. Она должна храниться так, чтобы доступ к ней можно было получить мгновенно. Если это бумажные документы – они должны находиться непосредственно на рабочем столе, электронные – на вашем рабочем компьютере. Ярлыки наиболее часто используемых документов можно выводить прямо на рабочий стол, но сами документы лучше хранить в папке “мои документы” или на несистемной части жесткого диска, чтобы они не были утеряны при возможных сбоях в системе.

2 уровень . Информация для периодического использования. Ее можно хранить в ящиках рабочего стола или в отдельных папках на жестком диске. Если информация переходит с 1 уровня на второй – прячьте документы в ящик и удаляйте ярлыки с рабочего стола, чтобы они вам не мешали и не захламляли рабочее пространство.

3 уровень . Архивная информация. Сюда относятся данные, которые могут вам понадобиться только при наступлении определенных обстоятельств, но которые все равно необходимо хранить. В домашних условиях или в кабинете – это могут быть какие-то отдельно выделенные полки или стеллажи, в электронном виде файлы с информацией можно архивировать, чтобы они занимали меньше места, можно также отправлять их на облачные сервисы.

Если информация устарела, является неактуальной и точно не понадобится вам для работы – не нужно ее хранить: выбрасывайте или удаляйте.

Важно также правильно классифицировать информацию каждого уровня, чтобы всегда быстро и легко можно было найти нужные данные. То есть, необходимо продумывать структуру хранения информации, систематизировать данные, распределять их по папкам, в т.ч. разного уровня вложенности. Например, у вас может быть папка “2015”, в ней папки “январь”, “февраль”, “март” и т.д., в каждой из них папки “входящие документы”, “исходящие документы”, “отчетность”, “договора” и т.д.

Есть золотое правило хранения информации: необходимо хранить оригинал и 2 копии – так вероятность утери данных будет приближена к нулю.

Этап 5. Принятие решения на основе полученной информации.

Вся работа с информацией сводится к тому, чтобы в результате принять какое-то решение, исходя из целей, поставленных на первом этапе. От того, насколько грамотно вы осуществляли поиск, анализ, обработку и даже хранение информации, будет зависеть точность и правильность принятого в итоге решения, как стратегического, так и оперативного характера.

Ну а сегодня вы узнали о том, как работать с информацией, и каковы основные этапы работы с информацией, которые вам регулярно предстоит проходить.

И в заключение один исторический пример. Наверняка все слышали крылатую фразу “Кто владеет информацией – тот владеет миром”: она родилась в династии Ротшильдов после удачной биржевой сделки, принесшей Натану Ротшильду прибыль в 40 млн фунтов стерлингов за один день. Ротшильд был единственным человеком в Лондоне, который достоверно знал о поражении Наполеона под Ватерлоо. Эту информацию он получил голубиной почтой и использовал для извлечения прибыли: на бирже он сделал вид, что Наполеон выиграл сражение, и начал продавать акции. Его примеру тут же последовали другие владельцы ценных бумаг. Цена падала, а подставные агенты Ротшильда скупали дешевые акции. Правду все узнали только на следующий день – тогда цена акций мгновенно взлетела, и Ротшильд получил сверхприбыль. Аналогичным образом действовал брат Натана Ротшильда Яков на Парижской бирже.

Учитесь грамотно искать, фильтровать, анализировать, обрабатывать и хранить информацию, и она всегда будет работать вам во благо!

Введение

Становление информационного общества приводит к трансформации образования. Востребованным становится образование, которое позволяет человеку уверенно войти в мир информации, ее поиска, анализа и интерпретации. Нормативно-правовые акты Российской Федерации в области образования (Федеральный закон «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего среднего образования, «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года») пронизаны идеей формирования высокой информационной культуры нашего общества. Школе как важнейшему социальному институту становления личности поставлена задача - создать условия для формирования у школьников умения работать с информацией.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального и общего среднего образования каждое направление универсальных учебных действий предусматривает наличие умения работы с информацией. Умение работать с информацией относится к общеучебным умениям, носит универсальный характер, что позволяет школьникам решать различные познавательные и жизненно важные задачи. Это отражено в соответствующих классификациях, предложенных рядом авторов (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, А.В. Усова,Т.И. Шамова, Н.А. Лошкарева, С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко, А.Н. Тубельский, Л.М. Перминова и др.).

Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что умение работать с информацией является общеучебным умением, сложным по своей структуре, представляет совокупность взаимосвязанных компонентов (частных умений), которые своим содержанием конкретизируют умение работы с информацией.

Компонентами умения работать с информацией выступают:

· поиск информации (ориентирование в предметной области для функционального поиска, поиск объекта по известному названию, отбор релевантной информации);

· анализ информации (определение главного и существенного, выделение смысловых частей, выявление причинно-следственных связей в информации);

· интерпретация информации (объяснение связей и зависимостей, выявленных в информации);

· переформатирование информации (перевод информации из одного вида представления в другой);

· обобщение информации (формулирование выводов на основе проведенного анализа информации);

· создание информации (создание информационных продуктов на бумажных и электронных носителях);

· создание электронных презентаций);

Процесс формирования умения работать с информацией будет успешным, если:

Общее умение работы с информацией представляет систему, взаимосвязанными компонентами которой являются частные умения: поиск, переработка, создание, представление, хранение и передача информации;

В образовательном процессе реализуется технология формирования умения работы с информацией, обеспечивающая поступательное продвижение учащихся в освоении соответствующих способов деятельности по этапам: формирование первоначального умения на уровне знания способа действия, безошибочное выполнение действия по образцу, применение умения в сходных ситуациях, применение умения в новой ситуации на основе самостоятельного определения цели, мотивированного выбора способов и средств ее достижения при работе в одной образовательной области с последующим переносом умения

в другие образовательные области;

Освоение способов деятельности при работе с информацией осуществляется при активном взаимодействии учащихся с различными источниками информации и носителями актуального социокультурного опыта с учетом особенностей деятельности учащихся на разных этапах познания.

Теоретические аспекты использования приемов педагогической техники на разных этапах урока.

1. Синквейн.

В предложенном тексте найти ключевые слова, слова-определения. Составить для найденных слов синквейны по правилу:

Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Возможна работа в группах, затем представление своего синквейна.

Этот прием позволяет развивать умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это требует вдумчивой рефлексии, основанном на богатом понятийном аппарате.

2. Соотношение.

Воспользуйтесь текстом учебника и подберите к каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке (соедините стрелками).

ДАТА Событие


3. Составь правильное предложение.

Даны фрагменты текстов из разделов учебника. Каждое предложение состоит из двух разных предложений. Найдите с помощью текстов учебника границы этих фрагментов в каждом предложении и исправьте их.

Например:

А) Программа- компилятор (от слова compile –составлять, собирать) обрабатывает команды,

Б) Программа- компилятор (от слова compile –составлять, собирать) обрабатывает команды,

вводимые пользователем, и организует исполнение программ.

Необходимо найти правильное окончание в первом предложении и начало во втором.

4. Разведение объектов схемы

Из рассматриваемой в тексте учебника классификации или схемы развести объекты в таблице.

Например:

В разделе учебника «Офисная технология и информационные системы» приведена схема «Компьютерная технология в офисе», объединяющая аппаратуру, программное обеспечение, файлы и многое другое. Разведите приведенные в схеме объекты по разным столбцам таблицы.

Работа ведется в группах, причем, каждая группа заполняет свой столбец. В результате заполняется вся таблица.

5. Метод пропущенных слов.

В приведенных фрагментах текста пропущены слова (ограниченное количество). Найдите их в тексте учебника и впишите.

Например: в фрагментах текста пропущены слова вещество, энергия, информация .

Даны фрагменты:

А) В результате реакции анаболизма, протекающих с потреблением…., образуются сложные органические….. из более простых.

Б) Для живых организмов характерна способность передавать признаки и свойства в неизменённом виде и из поколения в поколение с помощью носителей…… - молекул РНК или ДНК.

6. Путаница.

В приведенных фрагментах текста перепутаны слова. Исправить ошибки.

Например: перепутаны слова вещество, энергия, информация.

А) Перед человечеством уже сегодня встает задача освоения неисчерпаемых источников информации .

В течение следующего века начнется переход к другим источникам информации , после чего

человечество твердо встанет на путь создания неисчерпаемой системы снабжения информацией .

Б) Все уровни организации энергии объединяет общее свойство - масса. Именно масса придает

каждому из уровней статус энергии .

В) Смогут ли гигантские турбины и подводные пропеллеры, напоминающие ветряные мельницы, генерировать электричество, извлекая вещество из течений и волн?

Заключение

Работа с информацией и средствами сегодня становится главным содержанием профессиональной деятельности в информационном обществе, необходимым компонентом информационной культуры. Целью обучения является не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры как части интеллектуальных умений. Роль преподавателя тесно связана с ее формированием. Только в том случае, если преподаватель даст ученику многообразные и обширные знания, обучит информационным умениям, человек будет готов продолжить образование, а, следовательно, и профессионально определиться в жизни. Информационная культура является важнейшей составляющей образовательного потенциала информационно-технологического пространства.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: учебное пособие/ В.И.Андреев.- Казань: Наука,2000

2. Гин А.А. Приемы педагогической техники/ А.А.Гин.- Гомель,1999

3. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А.Зязюна.- М.: Прсвещение,1989

Обычно уже в 11 классе методы работы с информацией подробно преподаются школьникам, которым предстоит писать рефераты, серьезные сочинения. Многие дальше пойдут в университет, успешность обучения в котором во многом определяется способностью находить полезные данные и применять их в своей работе. Незаменимы методы работы с информацией в школе не только обучающимся, но и учителям, для которых важно преподать данные ученикам так, чтобы их поняли.

Правильный подход: насколько это важно?

Конечно, многие и по сей день предпочитают работать по старинке, не обращая внимания на различные «заумные» техники и идеи преподавания данных. Считается, что заинтересованные и сами всему научатся, а ради всех остальных и усилия прилагать незачем. И все же современные методы и способы работы с информацией позволяют сделать для широких кругов усвоение данных более простым и легким, а это влияет на доступность сведений, значит, приносит пользу в настоящем и перспективном будущем.

Современные люди вынуждены выживать в мире, где ежедневно на нас обрушивается огромный поток данных. В большей степени от этого страдают связанные с образовательным процессом - являющиеся обучаемым или обучающим. Оптимальный подход, который даст наилучший результат, - это знание методов работы с полученной информацией, что помогает улучшить воспринимаемость. Если участники процесса подготовлены к нему, они могут создать корректную стратегию взаимодействия со сведениями, на основании чего каждый вынесет максимум пользы для себя. Метод работы с этой информацией определяется выбором ситуаций, через которые организован процесс познания новой области. В то же время важно, чтобы участники могли сами формировать нестандартные ситуации и применять в них получаемые данные. Это поможет лучше усваивать их, то есть рабочий процесс будет продуктивным, эффективным.

Школьное образование и взаимодействие с данными

Считается, что наиболее актуальны методы работы с учебной информацией для тех, кто проходит общеобразовательный школьный курс. Действительно, программа наполнена данными, предметов много, каждый учитель желает вложить в головы учеников максимум сведений по преподаваемой им дисциплине. Все это приводит к тому, что ребенок сталкивается с огромными объемами данных, освоить которые зачастую категорически проблематично.

Применяя эффективные методы получения информации для анализа работы, можно определить, какие именно предметы обладают наибольшим приоритетом, какие области знаний в них выходят на первое место, и наибольшее внимание уделить именно этой сфере. Это не говорит, что прочие по итогам дифференциации уровней важности нужно отбрасывать. Современные методы работы с информацией в педагогике вынуждают проводить такое разделение по уровням важности просто в силу того, что освоение всех преподаваемых данных не представляется реальным для ребенка со средними умственными, интеллектуальными возможностями.

База и развитие

Разбирая практикуемые в школьном образовании методы работы с источниками информации, необходимо помнить о выделении стандартных навыков, умений, а также расширенного спектра способностей. Первое важно для всех без исключения. Наиболее актуально это, когда речь идет о базовых предметах. К таковым относятся математика, родной язык. Задача преподавателя - разъяснять рациональные технологии обработки получаемых данных таким образом, чтобы временные, трудозатраты на освоение материала были сведены к минимуму, в то время как результат был бы высоким. Современные информатизации, методы работы с информацией направлены в первую очередь на сохранение здоровья учеников.

Многие преподаватели, занимающиеся также теорией преподнесения данных, обращают внимание, что ряд методик более приемлем, нежели иные. Прибегать к ним в рамках педагогической практики - значит получать хороший результат при приемлемом приложении трудозатрат. Задача социальных эффектов информатизации, методов работы с информацией - экономия ресурсов отдельно взятого обучающегося. Это касается не только состояния здоровья, но и заинтересованности, мотивации, сил человека. Не менее важно применять современные методики для экономии времени обеих сторон образовательного процесса.

Современный подход: а нужен ли?

Используя эффективные методы работы с информацией, можно не только сохранить интерес у ученика, но и сделать рабочий процесс преподавателя более оптимизированным, разумным и эффективным. Понимая это, человек получает от трудовой активности больше удовольствия, что непосредственно сказывается на качестве подхода и результативности. Польза, разнообразие, доступность, поддержка интереса у обеих сторон и инициация любопытства - всего этого позволяют добиться действительно результативные современные методы работы с информацией. Как заверяют педагоги со стажем, освоение способов подачи данных, а также преподнесение ученикам методов освоения сведений приходит на выгоду всем участникам работы.

Дети в наше время с головой погружены в образовательный процесс, и каждый новый школьный год характеризуется этим в большей и большей степени. Ученикам в школьных стенах дают огромные объемы информации, а родители стимулируют своих чад на посещение специализированных заведений дополнительного образования, что делает еще более оглушающим. Все это сочетается с внушительными объемами заданных на дом работ по разным предметам, а также рекомендаций по самостоятельному освоению того материала, на который не хватает времени в рамках образовательной программы. Без результативных методов работы с информацией усвоение всего этого потока не представляется возможным. Это наглядно видно на практике, ведь во многих школах ученики не могут понять и запомнить и половины сведений, преподносимых им учителями.

Рациональный подход как залог успеха

По заверению многих современных аналитиков, именно отсутствие рациональности в практикуемых методах работы с информацией превращает образовательный процесс в столь сложный. Необходимо вводить такие практики, которые сделали бы труд в рамках школьного, университетского образования продуктивным в наивысшей степени, именно тогда все стороны взаимодействия будут эффективно усваивать данные. По мнению многих, обучающиеся в наше время вполне в силах справиться с тем большим потоком данных, который обрушивается на них в ходе образовательного процесса, нужно просто уметь правильно сформировать рабочий процесс.

Современные методы работы учителя с информацией - это оптимизация временных границ, а также рационализация усилий, затрачиваемых на тот или иной аспект предмета. Учитель должен целенаправленно формировать информационную культуру, только в этом случае обучающиеся смогут эффективно осваивать преподносимые им знания. Нельзя полностью перекладывать задачу по восприятию данных на ученика, так как дети (и студенты) просто не обладают достаточными знаниями, навыками, которые позволили бы им разработать применимый для себя метод освоения данных. А вот методы работы учителя с информацией, объясненные на практике, помогут заинтересованным школьникам в рамках повторения за старшими освоить подходы и сделать образовательный процесс эффективнее и результативнее.

Информационное общество: технологии на помощь человеку

Задача взрослого поколения - не просто показать младшим, какие есть рациональные способы обработки информации, но и возбудить интерес к таким методикам. Конечно, в основном это могут сделать преподаватели, но не только: родители также могут приложить усилия для провоцирования интереса у своего чада. Для этого важно правильно объяснить основные преимущества, которые получает способный работать с большими объемами данных человек, если этот процесс становится эффективным.

В рамках образовательной программы педагогам рекомендовано готовиться ко взаимодействию с учениками, используя разные практические, теоретические источники, разъясняющие, как лучше подавать информацию для максимально эффективного ее восприятия аудиторией. При существенной экономии времени можно раскрыть для себя широкий спектр вариантов подачи, трансляции данных. При этом образовательный процесс переходит на более интенсивный уровень, что повышает качество освоения предмета и успеваемость каждого отдельного ученика. Не менее важно, что эффективные методы обработки информации положительно сказываются на мотивации, так как у обучающихся реже и медленнее пропадает интерес в силу отсутствия перегрузки данными.

Эффективные инструменты

Каждый образовательный процесс имеет свои специфические особенности, и все же есть общие методики, прибегая к которым можно упростить подачу данных и их восприятие обучающимися. И здесь в первую очередь на помощь приходит электронная вычислительная техника. Средства обработки текстовой информации через компьютер, планшет дают широкие возможности как по корректировке любых сведений, так и по интерактивной яркой, красочной подаче. Это вызывает интерес у школьников, а учителю дает широкие возможности по подстройке материала под каждую отдельно взятую группу.

Разбирая, какие бывают методы работы с информацией при взаимодействии с детьми школьного возраста, обязательно в первую очередь анализируют творческие варианты. Они помогают спровоцировать детей на работу, вызывают у них интерес, так как школьники ощущают себя влияющими на задачу и ее решение. Вариантов в рамках одного предмета придумать можно огромное количество - это и переработка предоставляемых педагогом данных с целью их подачи окружающим, и составление собственных списков, сборников перечислений по теме занятия. Некоторые преподаватели разрабатывают задания, в рамках которых ученики должны отыскать сделанные в текстах ошибки, а по итогам всем предоставляется возможность сравнить свои варианты с правильным.

Какие методы работы с информацией существуют?

Современные подходы позволяют выделить несколько типовых методик, на основании которых можно строить взаимодействие между обучающим и обучаемым, а также формировать для себя взаимоотношения с источником информации, направленные на максимально эффективное усвоение данных. Самый классический вариант - это использование простого, но очень продуктивного вопроса «Почему?». Считается, что пять последовательных уточнений, заданных через такую формулировку, помогают сделать данные максимально полными, а восприятие логических связей между ответами дает возможности освоения материала максимально глубоко. Исследующий задачу человек вникает в детали причины и следствия в рамках изучаемой тематики, и такой объем данных оказывается достаточным для понимания сути.

Не менее важно упомянуть, разбирая, какие методы работы с информацией существуют, так называемый шестишляпный метод, предложенный де Боно. Он позволяет принимать решения как индивидуально, так и в группе, предполагая специфический подход к задаче мышления. Предполагается шесть точек зрения, каждая из которых обозначается одноцветной шляпой. Необходимо оценить особенности управления процессом, креативность, позитивность с точки зрения логики. Не менее важны точки зрения: информация, критика, интуиция. При разностороннем анализе сложившейся ситуации данные по ней можно усвоить максимально эффективно.

Оценивая и анализируя

Один из методов обработки информации предполагает совмещение семи подходов для получения и анализа данных. Используя их комплексно, можно добиться действительно хорошего эффекта. Наиболее эффективен такой метод не в рамках обучающего процесса, а на производстве, где нужно проанализировать состояние предприятия и быстро усвоить данные, связанные с аспектами его развития. Метод работы с информацией предполагает формулировку стратегических аспектов, оценку преимуществ, позволяющих конкурировать с соперниками, а также формулировку ценностных устремлений на уровне организации. Анализируя кадры, рабочий стиль, внутреннюю структуру и процессы, протекающие внутри организации, можно собрать максимальный объем данных по предприятию, на основании чего принять решение о том, какие сферы требуют корректировки для улучшения результативности рабочего процесса.

Еще один метод работы с информацией основан на идее анализа, осуществляемого после совершенного действия. Это оптимально при командной работе. Прежде чем начинать работу над новой задачей, заданием, предметом, нужно вспомнить ошибки, приведшие к полной или частичной неудаче пошлой работы. На основании полученной информации можно понять, каким образом надо было повести себя ранее и что нужно предпринять в настоящем, чтобы избежать негативного исхода. Как только ситуация будет понята всеми участникам, можно приступать к образовательному процессу, запуская основные механизмы взаимодействия между участниками группы.

Позитивно, систематизировано, основательно

Эффективные методы работы с информацией включают в себя исследование, направленное на позитивный исход. При этом необходимо выявить наиболее значимые положительные аспекты в исследуемом вопросе, а также понять, каким образом можно их развить. Задаются вопросы, ответы на которые помогут поддерживать эффективность на высоком уровне. Важно, чтобы такая методика обработки информации давала достаточный объем знаний для каждого участника процесса для развития и роста в будущем. Оптимальный вариант взаимодействия с данными предполагает первичное знакомство с предметом, формирование целей в его познании, определение инструментария для достижения задуманного и собственно исполнение выбранного плана.

Еще один хороший метод работы с информацией - это графический обратный. Он подходит, когда есть возможность определения конечных сроков работы над проектом или освоения материала. При этом устанавливается, каких результатов должен добиться человек или группа работающих вместе людей, составляется график в обратном направлении, где прописываются все мероприятия, необходимые для успешного исхода, и устанавливаются временные промежутки. Считается, что такой вариант исключительно удачно подходит, когда работать предстоит с информацией перед экзаменами.

Анализ и оценка

В некотором случае наиболее разумным методом работы с информацией становится подготовительный. Он предполагает комплекс предварительных работ. Сначала сведения, уже имеющиеся в наличии, оценивают на предмет полноты, сопоставимости, актуальности в рамках изучаемой задачи. Одновременно с этим анализируют возможные риски, варианты развития, планируют, в каких ресурсах нуждается человек или группа, работающая с данными. Это помогает понять, какие именно аспекты информации требуют более детальной проработки, а также в целом упрощает осознание всего масштаба ситуации. На основании корректного подготовительного этапа можно эффективно и быстро принимать точные, взвешенные решения, действовать актуально и по ситуации.

Не менее важны методы работы с информацией, предполагающие анализ оптимальной тактики и стратегии и перенос ее на сложившиеся обстоятельства. При этом оценивают разные методы решения одной и той же задачи и прогнозируют, какой из них даст наилучший итог в установившихся условиях. Обязательно смотрят на сходные случаи и результаты применения приглянувшихся вариантов. Это помогает решить задачу даже при взаимодействии с принципиально новым предметом.

Ограничения и масштабный анализ

Один из методов работы с информацией в рамках решения какой-либо проблемы предполагает определение границ, рамок решаемого вопроса. Для этого необходимо при помощи уточняющих вопросов улучшить формулировки, сделать их более понятными, четкими, ограниченными. Это превращает задачу в более ясную, а также помогает выделить самые релевантные варианты решения, отбросить те, которые в конкретной ситуации не принесут положительного результата.

Не менее эффективная методика - так называемый мозговой штурм. Именно к ней рекомендуют прибегать в большинстве современных фирм, когда есть некоторая проблема, требующая анализа больших объёмов информации и разработки методик устранения сложной ситуации. Для рабочего процесса необходимо наличие группы заинтересованных лиц, разбирающихся в вопросе. Коллективное обсуждение позволяет сгенерировать ряд идей, подлежащих обязательному фиксированию. Нельзя критиковать, оценивать высказанные кем-либо из участников группы предложения. Все сформулированные таким образом данные оцениваются лишь впоследствии выделенными для этого участниками.

Сортировать и коллекционировать

Еще один эффективный метод работы с данными предполагает упорядочивание многочисленной разнообразной информации. Для выявления структуры принято прибегать к карточкам - физическим или виртуальным, воображаемым. Распределяя данные по таким карточкам, проще разобраться со связями между отдельными аспектами. Визуализируя структуру ситуации, можно обработать, понять информацию и найти варианты развития.

Не менее эффективная методика предполагает коллективный подход, когда идеи генерируются некий временной промежуток. Такое зачастую используется при командной работе над проектом или в организации. Заводится специальная тетрадь, куда за определённое время (например, неделю) каждый должен вписать свой вариант решения проблемы. С заданной периодичностью собранные варианты подвергают разбору и анализу, на основании чего выбирается курс движения всей группы в рамках изучаемого вопроса.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска

Эффективные

методы и приемы

работы

с информацией

(из опыта работы)

Джармокова Софият Мухамед-Аминовна,

учитель начальных классов

г. Усинск

2017 г.

Эффективные методы и приемы работы с информацией

Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,

которые надо решить”.

Роджер Левин

В современном обществе постоянно увеличивается объем информации и скорость ее потоков. В связи с этим, особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, поиском, обработкой и передачей информации. Это требование времени, требование возникшего нового информационного общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что "в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно познавательных текстов, инструкций. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы"

В Примерной общеобразовательной программе (ООП) НОО выделен раздел "Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)". Этот раздел самостоятелен и равноправен со всеми другими разделами программы.

Особенно актуальна проблема формирования и развития информационной компетенции в начальной школе, поскольку отвечает основным задачам становления и развития личности ребенка. Умение школьника работать с информацией, рассматривается, как универсальное учебное действие , и представляется, как общеучебное умение .

Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, с другой – ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.

На сегодняшний день в школе, в начальных классах встает острая проблема: дети, читая задания самостоятельно или выслушав учителя читающего им, не умеют работать с текстом задания. Часто приходится им «разжевывать», задавать наводящие вопросы. Дети затрудняются в постановке вопросов к прочитанному тексту, составлении задач по кратким схемам или таблицам. Отсюда вывод, что неумение работать с текстом на уроках в начальных классах – это проблема, стоящая во главе обучения в дальнейшем.

Поэтому мы, как учителя, которые видим свое назначение в том, чтобы создать условия конкретному ребенку для свободного саморазвития, осознаем важность такой проблемы: «Как научить школьников самостоятельно работать с информацией».

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником, который сегодня является не только источником информации, но и средством организации образовательной деятельности учащихся. На страницах учебника изложен изучаемый материал, размещены рисунки, фотографии, схемы, таблицы – всё то, что является необходимой информацией для успешного изучения темы урока. При этом главная роль в работе с учебником в процессе обучения отводится формированию у школьников рационального чтения, умения выделять главное, делать выводы, анализировать, сравнивать, формулировать и задавать вопросы, используя наряду с учебником дополнительные источники информации.

Важно отметить, что при выполнении любого задания и на любом уроке учащиеся должны ставить цель, принимать учебную задачу, отбирать, а затем «читать» полученную информацию. Если ребёнок не понял цели, не сумел прочесть задание, он его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками. Поэтому необходимо включать в урок задания, направленные на понимание, осознание цели: будь то таблицы, схемы или вопросы на понимание прочитанного.

Кроме того, важно отметить, что эффективная организация внеурочной деятельности также способствуют формированию информационной компетенции школьников. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, выходящую за рамки урока, в детские объединения по интересам, реализация программ внеурочной деятельности и др.

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. При этом важную роль играет учитель, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, и не стоит ни учителю, ни учащемуся жалеть времени и сил на формирование этого умения.

Очевидно, что необходимо тщательно планировать работу на каждом уроке, использовать активные формы обучения. Кроме того, для формирования и развития информационной компетенции возможно использование методических приёмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых, прежде

всего для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с информацией составляет основу изучения и освоения любого предмета.

В начальной школе необходимо сформировать умения рациональной работы с информацией, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом:

На этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.

На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней).

На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Классификация приемов работы с информацией:

Приёмы работы с текстовыми источниками информации

    Комментированное чтение.

    Пересказ, рассказ по опоре.

    Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.

    Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным источникам информации).

    Поиск ответов на поставленные вопросы.

    Выполнение заданий в рабочей тетради.

    Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»).

    Составление вопросника к тексту.

    Составление плана текста.

    Составление таблиц.

    Анализ материалов СМИ.

    Составление кроссвордов.

    Составление карт (схем) по тексту.

    Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.

    Составление мультимедиапрезентаций.

    Разработка виртуальных экскурсий.

    Подбор (разработка) иллюстраций к тексту.

    Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе.

Приёмы работы с динамическими экранными материалами

Получение информации.

Комментирование.

Озвучивание.

Анализ (рецензирование).

Организация практических работ.

Создание мультимедийных произведений, компьютерных программ.

Приёмы работы со статистическими материалами

    Анализ статистических таблиц, графиков, диаграмм.

    Построение графиков.

    Построение диаграмм.

    Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот.

    Сбор статистических данных.

Приёмы работы с картографическими материалами

    Чтение карты.

    Картографическое (топографическое) лото.

    Наложение карт.

    Сравнение карт; карт и космических снимков; карт и фотографий территорий.

    Путешествия по карте.

    Составление характеристик объектов, территорий по картам.

    Разработка маршрутов.

    Разработка тематических карт с новым содержанием.

    Составление пазлов.

    Работа с контурными картами.

Приёмы работы с тестами

    Контрольное тестирование.

    Работа с тестами, с целью

а) изучения нового…

б) повторения и закрепления …

    Развивающие тесты.

На каждом этапе урока можно эффективно использовать целую группу приёмов. Комбинируя методические приемы, учитель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала.

Остановимся на некоторых эффективных приемах работы с информацией.

Чтение с остановками – это прием, который также можно применять на любом предмете по любой теме. Обязательное условие – текст должен быть новым для учащихся.

Задача учителя:

1) заранее разделить текст на несколько частей (часть должна быть не более половины страницы) ;

2) подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на понимание, прогнозирование, анализ) ; и

3) подготовить задания по каждому из фрагментов.

В конце урока предложить детям выполнить задания на обобщение материала по всей изучаемой теме.

Этот прием можно выделить отдельной педагогической технологией, т.е. технология работы с незнакомым текстом . Причем в этой технологии выделяются две взаимосвязанные стороны: самостоятельное освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.

Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. Ответы на многие проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим, поэтому, отвечая на такие вопросы, не следует ограничиваться каким-то одним звеном.

Проблемные вопросы могут стать основой для самостоятельной работы с учебником. Эту работу можно предложить в качестве опережающего домашнего задания, на этапе изучения нового материала или с целью закрепления полученных знаний.

Маркировка текста . Он состоит в том, чтобы во время чтения учебного материала делать на полях страницы пометки. Этот прием ещё называются «пенсил», в переводе с английского карандаш . То есть изучение материала с карандашом в руках.

Для этого могут быть использованы, например, следующие значки:
+ - знал (а)
! - узнал (а)
? – вызывает сомнение и вопросы.
После первой маркировки целесообразно еще раз обратиться к тексту. Как правило, это приводит к увеличению количества значков.

Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение здесь только одно: текст не должен быть очень большим.

Прием маркировки текста делает зримым процесс накопления знания, движения от «знал» к «узнал», стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания.

Причем, каждый учитель может придумать свою систему пометок, которая может варьировать. Например:

+ (то, что знаю);

* (новая информация);

? (об этом хочу узнать больше);

! (то, что вызвало эмоциональный отклик).

Затем целесообразно заполнить таблицу.

«Инсерт» . При работе с текстом в данном приёме используются следующие шаги: чтение с пометками, заполнение таблицы «Инсерт», обсуждение граф таблицы и формулировка выводов.

Графы таблицы будут соответствовать значкам маркировки, и нужно добавить графу «хочу знать» (хз ). В каждую из трех граф вносятся краткие тезисные записи прочитанного. После их обдумывания заполняется четвертая графа.

+

!

?

хз

Для заполнения таблицы учащимся необходимо будет вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому".
Важным следующим этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Обсуждение граф таблицы, выводы, цели на перспективу.

Прием «Сводная таблица»

Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы "линий сравнения" не было слишком много, можно вывести на доску все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. Таким образом, можно избежать избыточности. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста - источника, так и после его прочтения.
При заполнении таблицы учащиеся сравнивают, выделяют их отличительные признаки и вносят данные в таблицу линий сравнения:

Сравните строение споровых растений

Плауновидные

Хвощевидные

Папоротниковидные

Корень

Стебель

Лист

Прием «Кластер». «Кластер» в переводе с английского – гроздь. Это графическая систематизация учебного материала – расположение текста в определенном порядке.

Этот прием позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц.

Полученное графически систематизированное изображение темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления. Оно дает возможность обдумать полноту и глубину изложения рассматриваемой в параграфе проблемы, выделить вопросы и взаимосвязи, нуждающиеся, с вашей точки зрения, в более полном раскрытии и обосновании и др.

Прием кластеры предполагает:
- оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нем больших и малых смысловых единиц,
- выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними,
- осмысление полученной графической систематизации текста (оценка полноты, обоснованности темы, определение вопросов, вызывающих сомнение, требующих более аргументированного изложения и т.д.),
- умение презентовать свою графическую схему текста.

Графическое оформление темы и ее составляющих может быть представлено в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – основные характеристики (смысловые блоки) темы. Соединяем прямыми линиями тему с ее основными блоками и получаем графическое отображение прочитанного текста.

Этот прием удобно использовать на стадии вызова для повторения материала или в конце для закрепления.

Перед классом ставится задача: «Вспомните и запишите все, что вы знаете по теме «…..».

Этот прием можно использовать:

    Для работы в парах или группах;

    При дополнении ответов друг друга.

Прием Синквейн. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

"Толстый и тонкий вопрос

Этот прием из технологии развития критического мышления, вопрос используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

умение формулировать вопросы;

умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример. По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

Использование на каждом уроке заданий, относящихся к разделу «Работа с информацией», обогащает учебный процесс, делая его наиболее эффективным. Для ученика обучение станет творческим, насыщенным поисковой и исследовательской деятельностью. Такие задания развивают у младших школьников познавательную и самостоятельную активность, что ведет к формированию информационной компетенции. А умение работать с информацией – интегральная характеристика выпускника начальной школы.

Использованная литература:

    Савинов Е.С. - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, М.: «Просвещение», 2010 г.

    Ковалева Г.С., Логинова О.Б. - Планируемые результаты начального общего образования, М.: «Просвещение», 2010 г.

    Воронцова А.Б. – Проектные задачи в начальной школе, М.: «Просвещение», 2010 г.



Понравилась статья? Поделитесь ей